Кайдзен и рацпредложения: примеры из жизни
Сергей Жишкевич
12 Aug 2021
ВМЗ: на участке отделки труб ТЭСЦ-3 выксунского завода ОМК нашли альтернативу дорогим резцам.
Зачастую при обработке стали твердых марок расход резцов увеличивается. Так происходило, например, когда сотрудники участка отделки труб третьего цеха имели дело с марками J55, 22ГЮ и группами прочности от К55 до К60.
– При обработке продукции диаметром от 219 до 339 миллиметров с толщиной стенки от 8,94 до 10,6 миллиметра одной кромкой резца удавалось обработать торцы только двух труб. После резец приходилось поворачивать на 90 градусов и продолжать работу, – рассказал старший мастер участка Алексей Остроглазов. – Резец имеет квадратную сторону, и повернуть его можно четыре раза. Таким образом, одним инструментом мы могли обработать всего восемь труб. Далее снижалось качество обработки поверхности. К тому же при износе резца меняется процесс образования стружки – и сама стружка может повреждать поверхность фаски на трубе.
Металлурги нашли другого поставщика резцов. Стойкость новых инструментов при работе с упомянутыми марками стали и группами прочности оказалась в пять раз выше. Соответственно увеличилось число труб, которые можно обработать одним резцом. А цена новых резцов оказалась почти на 40 процентов ниже по сравнению с прежними.
Зачастую при обработке стали твердых марок расход резцов увеличивается. Так происходило, например, когда сотрудники участка отделки труб третьего цеха имели дело с марками J55, 22ГЮ и группами прочности от К55 до К60.
– При обработке продукции диаметром от 219 до 339 миллиметров с толщиной стенки от 8,94 до 10,6 миллиметра одной кромкой резца удавалось обработать торцы только двух труб. После резец приходилось поворачивать на 90 градусов и продолжать работу, – рассказал старший мастер участка Алексей Остроглазов. – Резец имеет квадратную сторону, и повернуть его можно четыре раза. Таким образом, одним инструментом мы могли обработать всего восемь труб. Далее снижалось качество обработки поверхности. К тому же при износе резца меняется процесс образования стружки – и сама стружка может повреждать поверхность фаски на трубе.
Металлурги нашли другого поставщика резцов. Стойкость новых инструментов при работе с упомянутыми марками стали и группами прочности оказалась в пять раз выше. Соответственно увеличилось число труб, которые можно обработать одним резцом. А цена новых резцов оказалась почти на 40 процентов ниже по сравнению с прежними.
Сергей Жишкевич
16 Aug 2021
Талдинский угольный разрез
?нициатива: Прием-передача смен гружеными самосвалами.
Экономический эффект: 500 тыс. рублей.
На Талдинском угольном разрезе внедрили инициативу, которая сократила простои карьерных самосвалов. Ранее водители, которые не успевали выполнить цикл «погрузка-отвал» до времени пересменки, отправлялись на площадку пересменки порожними. Это увеличивало время простоя в последний-первый час погрузки — иногда до 1,5 часов в пересменку. Проблему решили, разделив площадку на две половины: одна предназначена для порожних, другая — для груженых самосвалов. Теперь водители успевают выполнить часть цикла, то есть загружают машину и едут на пересменку. ?нициатива увеличила провозную способность парка автосамосвалов предприятия на 106 тыс. т / км.
?нициатива: Прием-передача смен гружеными самосвалами.
Экономический эффект: 500 тыс. рублей.
На Талдинском угольном разрезе внедрили инициативу, которая сократила простои карьерных самосвалов. Ранее водители, которые не успевали выполнить цикл «погрузка-отвал» до времени пересменки, отправлялись на площадку пересменки порожними. Это увеличивало время простоя в последний-первый час погрузки — иногда до 1,5 часов в пересменку. Проблему решили, разделив площадку на две половины: одна предназначена для порожних, другая — для груженых самосвалов. Теперь водители успевают выполнить часть цикла, то есть загружают машину и едут на пересменку. ?нициатива увеличила провозную способность парка автосамосвалов предприятия на 106 тыс. т / км.
Сергей Жишкевич
17 Aug 2021
Калтанский угольный разрез
?нициатива: Сокращение времени разворота самосвала под погрузку.
Экономический эффект: 720 тыс. руб.
На Калтанском угольном разрезе реализовали инициативу, направленную на сокращение времени погрузки самосвалов. Как известно, большая часть машин ожидает погрузку «лицом» к экскаватору. ?з-за этого смена самосвалов под погрузкой включает в себя время на разворот (среднее значение за время наблюдений — 73 секунды). ?нженеры управления развития рассчитали, что ранний маневр разворота ожидающего самосвала уменьшает время погрузки на 14 секунд. Внедрение инициативы увеличило объем отгруженной горной массы на 18 тысяч кубометров в месяц. Плановый экономический эффект за 12 месяцев составит более 15 млн рублей, а в этом году экономия ожидается почти на 13 млн рублей.
?нициатива: Сокращение времени разворота самосвала под погрузку.
Экономический эффект: 720 тыс. руб.
На Калтанском угольном разрезе реализовали инициативу, направленную на сокращение времени погрузки самосвалов. Как известно, большая часть машин ожидает погрузку «лицом» к экскаватору. ?з-за этого смена самосвалов под погрузкой включает в себя время на разворот (среднее значение за время наблюдений — 73 секунды). ?нженеры управления развития рассчитали, что ранний маневр разворота ожидающего самосвала уменьшает время погрузки на 14 секунд. Внедрение инициативы увеличило объем отгруженной горной массы на 18 тысяч кубометров в месяц. Плановый экономический эффект за 12 месяцев составит более 15 млн рублей, а в этом году экономия ожидается почти на 13 млн рублей.
Сергей Жишкевич
18 Aug 2021
Хомуты УУЛВРЗ: быстрая установка
Проблема: дефицит хомута 5ТН.145.114 в цехе М-2, длительный период изготовления в ЦМК.
Рацпредложение: купить хомут взамен изготовления нового.
Решение: приобретение хомута «ROBUST 74–79 мм силовой W2 SIL74-79RB42».
Результат: предложение на этапе реализации. После внедрения – экономия ресурсов.
Константин Николаев, начальник кузовного участка (М-2) УУЛВРЗ, автор рацпредложения: «Хомуты устанавливаются на электровозы серии ВЛ85 и ЭП1. Как правило, они непригодны для повторного использования, и мы каждый раз заказываем их в ЦМК. Мало того, болты крепления этих хомутов очень длинные, и на заводе таких болтов не закупают. Я изучил альтернативные варианты на рынке, нашел подобный хомут, который гораздо проще в установке. Мы посчитали и пришли к мнению, что купить в магазине быстрее и дешевле, чем заказывать хомут в ЦМК».
«ЛокоТех»
Проблема: дефицит хомута 5ТН.145.114 в цехе М-2, длительный период изготовления в ЦМК.
Рацпредложение: купить хомут взамен изготовления нового.
Решение: приобретение хомута «ROBUST 74–79 мм силовой W2 SIL74-79RB42».
Результат: предложение на этапе реализации. После внедрения – экономия ресурсов.
Константин Николаев, начальник кузовного участка (М-2) УУЛВРЗ, автор рацпредложения: «Хомуты устанавливаются на электровозы серии ВЛ85 и ЭП1. Как правило, они непригодны для повторного использования, и мы каждый раз заказываем их в ЦМК. Мало того, болты крепления этих хомутов очень длинные, и на заводе таких болтов не закупают. Я изучил альтернативные варианты на рынке, нашел подобный хомут, который гораздо проще в установке. Мы посчитали и пришли к мнению, что купить в магазине быстрее и дешевле, чем заказывать хомут в ЦМК».
«ЛокоТех»
Сергей Жишкевич
19 Aug 2021
На НкАЗе внедрили инновационное предложение по ускорению процесса транспортировки цилиндрических слитков в терминале с 6 до 2 минут.
В рамках проекта программы «БС-250» на кране № 140 смонтировали систему дистанционного управления краном и обучили шестерых машинистов кранов ЛО-2. Оказалось, что с помощью крана можно расставлять продукцию рациональнее, заполняя новой партией слитков свободное место, не доступное для погрузчика.
Благодаря улучшению время цикла погрузки контейнера сократилось с 797 до 489 секунд, получив резерв в 308 секунд.
Анастасия Мурзаева, автор идеи: «Раньше время транспортировки цилиндрических слитков по одному пакету с трансбордера с помощью погрузчика на место их складирования составляло 324 секунды. Мы же предложили транспортировать слитки краном с помощью пульта дистанционного управления. В итоге мы сократили время цикла транспортировки слитков с трансбордера на 215 секунд, исключив тем самым время ожидания распиловки».
В рамках проекта программы «БС-250» на кране № 140 смонтировали систему дистанционного управления краном и обучили шестерых машинистов кранов ЛО-2. Оказалось, что с помощью крана можно расставлять продукцию рациональнее, заполняя новой партией слитков свободное место, не доступное для погрузчика.
Благодаря улучшению время цикла погрузки контейнера сократилось с 797 до 489 секунд, получив резерв в 308 секунд.
Анастасия Мурзаева, автор идеи: «Раньше время транспортировки цилиндрических слитков по одному пакету с трансбордера с помощью погрузчика на место их складирования составляло 324 секунды. Мы же предложили транспортировать слитки краном с помощью пульта дистанционного управления. В итоге мы сократили время цикла транспортировки слитков с трансбордера на 215 секунд, исключив тем самым время ожидания распиловки».
Сергей Жишкевич
20 Aug 2021
На километровой глубине рудника «Скалистый» хотят построить трассу из геоматов
Геоматы используют для строительства быстровозводимых, износостойких наземных дорог. Горняки решили, что для их каменистых подземных дорог геоматы тоже хорошая идея. Меньше будет трудозатрат для содержания-поддержания трассы, меньше ремонтов шахтных самосвалов.
Обычные подземные дороги ухабистые, с просевшими колеями, влияет на их состояние и водоприток. Отрезок в 200 метров, по которому беспрерывно движутся груженные рудой шахтные самосвалы, – расстояние небольшое, но ходок много, каждая – это 80–85 тонн руды, и трасса требует больших трудозатрат для содержания. Да и не только трасса – изнашиваются и требуют ремонтов и замены колеса.
?спользование геоматов позволит решить множество вопросов: внедрение этой инициативы позволит увеличить скорость движения самосвалов и число ходок, сократить расход колес, затраты на техобслуживание. А также уйти от таких проблем, как набивание колеи: нагрузка будет распространяться равномерно и не будет продавливания покрытия, привоз руды будет больше. В нашем случае нужен стандартный мат 4,5 на 1,5 метра, толщиной 15 сантиметров с нагрузкой до 150 тонн.
Геоматы используют для строительства быстровозводимых, износостойких наземных дорог. Горняки решили, что для их каменистых подземных дорог геоматы тоже хорошая идея. Меньше будет трудозатрат для содержания-поддержания трассы, меньше ремонтов шахтных самосвалов.
Обычные подземные дороги ухабистые, с просевшими колеями, влияет на их состояние и водоприток. Отрезок в 200 метров, по которому беспрерывно движутся груженные рудой шахтные самосвалы, – расстояние небольшое, но ходок много, каждая – это 80–85 тонн руды, и трасса требует больших трудозатрат для содержания. Да и не только трасса – изнашиваются и требуют ремонтов и замены колеса.
?спользование геоматов позволит решить множество вопросов: внедрение этой инициативы позволит увеличить скорость движения самосвалов и число ходок, сократить расход колес, затраты на техобслуживание. А также уйти от таких проблем, как набивание колеи: нагрузка будет распространяться равномерно и не будет продавливания покрытия, привоз руды будет больше. В нашем случае нужен стандартный мат 4,5 на 1,5 метра, толщиной 15 сантиметров с нагрузкой до 150 тонн.
Сергей Жишкевич
23 Aug 2021
КнААЗ им. Ю.А. Гагарина
Сразу две задачи удалось решить энергетикам-гагаринцам при реализации одного предложения по улучшению. Но обо всем по порядку.
Проблема. Во втором корпусе цеха № 8 установлены газогенераторы на воротах, подсоединенные к старой системе подачи теплого воздуха. В один далеко не прекрасный момент двигатели на газовом оборудовании начали выходить из строя. Почему? Специалисты отдела главного энергетика выяснили причину — теплый воздух не успевал уходить полностью, что и приводило к перегреву генератора.
Решение. Что делать? Было решено убрать старую систему подачи теплого воздуха и установить новый воздушный короб для лучшей подачи воздуха на ворота. Но не просто так, а с дополнительным клапаном, который позволял бы подавать теплый воздух в цех.
Результат. Таким образом и получилось решить сразу две проблемы: двигатели перестали гореть, а цех получил дополнительную возможность обогрева в зимнее время.
Сразу две задачи удалось решить энергетикам-гагаринцам при реализации одного предложения по улучшению. Но обо всем по порядку.
Проблема. Во втором корпусе цеха № 8 установлены газогенераторы на воротах, подсоединенные к старой системе подачи теплого воздуха. В один далеко не прекрасный момент двигатели на газовом оборудовании начали выходить из строя. Почему? Специалисты отдела главного энергетика выяснили причину — теплый воздух не успевал уходить полностью, что и приводило к перегреву генератора.
Решение. Что делать? Было решено убрать старую систему подачи теплого воздуха и установить новый воздушный короб для лучшей подачи воздуха на ворота. Но не просто так, а с дополнительным клапаном, который позволял бы подавать теплый воздух в цех.
Результат. Таким образом и получилось решить сразу две проблемы: двигатели перестали гореть, а цех получил дополнительную возможность обогрева в зимнее время.
Сергей Жишкевич
24 Aug 2021
Краснобродский угольный разрез
?нициатива: Ускорение планово- предупредительных работ.
Экономический эффект: 237,5 млн рублей.
Ранее в течение года обогатительную фабрику останавливали для проведения плановых ремонтов трижды в неделю и каждый раз на восемь часов. ?нженеры управления развития подсчитали, что можно продлить время работы фабрики на 45 минут и тем самым увеличить фонд рабочего времени на 105 часов в год. Для этого они разработали два регламента: один повышает мотивацию ремонтного персонала выполнять операции быстро и качественно, другой описывает процесс подготовки оборудования к остановке перед плановым ремонтом. Все это позволило материально заинтересовать ремонтников уменьшать время и количество простоев за счет более совершенной организации планово-предупредительных работ.
?нициатива: Ускорение планово- предупредительных работ.
Экономический эффект: 237,5 млн рублей.
Ранее в течение года обогатительную фабрику останавливали для проведения плановых ремонтов трижды в неделю и каждый раз на восемь часов. ?нженеры управления развития подсчитали, что можно продлить время работы фабрики на 45 минут и тем самым увеличить фонд рабочего времени на 105 часов в год. Для этого они разработали два регламента: один повышает мотивацию ремонтного персонала выполнять операции быстро и качественно, другой описывает процесс подготовки оборудования к остановке перед плановым ремонтом. Все это позволило материально заинтересовать ремонтников уменьшать время и количество простоев за счет более совершенной организации планово-предупредительных работ.
Сергей Жишкевич
25 Aug 2021
УУЛВРЗ: Сокращение времени при сборке
Проблема: При демонтаже аппаратуры внутри кузова электровоза остаются метизы, на сбор их в обычные ведра уходит около 20 минут.
Рацпредложение: ?зготовление мобильной (ручной) тары для метизов.
Решение: Повышение эффективности при транспортировке метизов. Сокращение времени при сборке метизов.
Результат: Сокращение времени на сборку метизов с 20 до 0 минут.
Александр Добров, слесарь по ремонту подвижного состава участка разборки электровозов УУЛВРЗ, автор рацпредложения: «В течение 17 лет мы собирали метизы в ведра. Производственный процесс усложнялся. Решили сделать мобильную тару. Коллеги на предприятии по нашим размерам изготовили чертежи. Затем дело осталось за малым – изготовить».
«ЛокоТех»
Проблема: При демонтаже аппаратуры внутри кузова электровоза остаются метизы, на сбор их в обычные ведра уходит около 20 минут.
Рацпредложение: ?зготовление мобильной (ручной) тары для метизов.
Решение: Повышение эффективности при транспортировке метизов. Сокращение времени при сборке метизов.
Результат: Сокращение времени на сборку метизов с 20 до 0 минут.
Александр Добров, слесарь по ремонту подвижного состава участка разборки электровозов УУЛВРЗ, автор рацпредложения: «В течение 17 лет мы собирали метизы в ведра. Производственный процесс усложнялся. Решили сделать мобильную тару. Коллеги на предприятии по нашим размерам изготовили чертежи. Затем дело осталось за малым – изготовить».
«ЛокоТех»
Сергей Жишкевич
26 Aug 2021
СУМЗ
?дея: В МПЦ разработали сценарные карты старших плавильщиков.
Экономический эффект: 32,4 млн руб.
Это позволило отрегулировать режим ведения процесса плавки, что в итоге привело к повышению суммарной производительности печей Ванюкова на 4,9 тонны шихты в час.
?дея: В МПЦ разработали сценарные карты старших плавильщиков.
Экономический эффект: 32,4 млн руб.
Это позволило отрегулировать режим ведения процесса плавки, что в итоге привело к повышению суммарной производительности печей Ванюкова на 4,9 тонны шихты в час.