Отправлено 18 January 2016 - 01:52 PM
У консультантов есть чудесные притчи: "Консультанты - это пчелы, переносящие опыт с одного предприятия на другой", "Консультант - это доктор, и больной доктором быть не может и т.д." Все, конечно, хорошо, но стоит сделать небольшую поправку - чтобы стать доктором, надо долго учиться, и под присмотром более опытных коллег поработать не один год, пока он сам станет доктором. Консультантами же многие становятся куда быстрее - прочитали пару книжек, и готово - вперед искать клиентов-кроликов, на которых и будут нарабатывать свой опыт. Распространенная для России ситуация и уникальная для запада - один и тот же консультант предлагает тренинги с консалтингом и по продажам, и по бережливому производству, и по стратегии, и по логистике, и еще много по чему - такой "универсальный солдат". Для Заказчика это серьезный сигнал подумать, в чем же именно силен этот консультант, и что именно он ему продает - а то потом у некоторых бывает аллергия и на Л?Н, и на всех консультантов. Это к вопросу о квалификации консультанта.
Может ли быть академический преподаватель, без опыта работы на производстве, хорошим консультантом? Однозначно "да" - очень многие из модных нынче и уже ставшими классикой управленческих концепций появились благодаря именно им. На западе преподаватель обязан заниматься исследованиями, многие из которых проводятся по заказу правительств или отраслевых объединений. На выходе могут появиться результаты, существенно меняющие существующие подходы к управлению производством, которые потом активно продвигаются при помощи книг, семинаров, конференций, статей. С Л?Н, к слову, было именно так. Справедливости ради стоит добавить, что такой преподаватель-консультант в первую очередь делает упор в своих услугах на обучение, в котором он действительно силен, а не на консалтинг: и результат, который получит Клиент, совпадет с его ожиданиями, и сроки понятны - не "утонет" в проекте из-за того, что Клиент что-то не сделает вовремя, и семинар - конвейерный продукт, раз подготовил - продавай сколько сможешь. Обычно такие консультанты глубоко не погружаются в проекты, начнет больше времени тратить на консалтинг - просто потеряет деньги, которые точно бы взял за это время на семинарах.
Есть ли ситуации, в которых академический преподаватель не вытянет проект? Рассмотрим такую (основано на реальных событиях) - российская мебельная компания приобрела новое оборудование у немецких производителей, смонтировала и запустила производство, а производительность - в 3 раза ниже, чем на аналогичном немецком предприятии. Начинает искать консультантов для решения этой задачи. Вопрос - нужен ли такому консультанту опыт работы на производстве, а еще лучше - отраслевой опыт? ?з истории этого проекта: сначала пробовали своих сотрудников учить, чтобы сами навели порядок, результат - близкий к нулю. Потом решили именитых консультантов из преподавателей МВА приглашать, опять время потеряли, но отчет красивый. В итоге решили не экономить и пригласили зарубежную консалтинговую компанию, со спецами с отраслевым опытом. Переставили оборудование, изменили движение материальных потоков, разработали нормативы для этого оборудования, провели унификацию комплектующих (до этого для каждой модели разрабатывались свои комплектующие), убрали из процесса непродуктивное время и т.п. - и вышли на ожидаемый клиентом результат. Был ли шанс у людей, не знакомых с производством, решить задачу этого Клиента? Не уверен.