←  Управление персоналом

Сообщество производственных менеджеров

»

Глоссарий терминов по менеджменту

Владимир Токарев's Photo Владимир Токарев 06 Jul 2015

На Уп-Про есть Энциклопедия производственного менеджера.
Она хороша не только тем, что термины подготовлены в рамках профессиональной рубрики, но еще и тем, что отсылает к публикациям для лучшего понимания терминов.

В этой ветке, которая является вспомогательным ресурсом по теме управленческого образования, будут размещаться авторские версии терминов по общему менеджменту, стратегическому управлению и др., т.о., это своего рода дополнение к Энциклопедии.

Сам глоссарий терминов - это приложение к книге "Русский менеджмент", публикуемой в настоящее время в журнальном варианте в журнале "Новости менеджмента".


Эффект масштаба - повышение эффективности производства при росте численности предприятия, обусловленное применением более глубокого разделения труда и использованием более дорогостоящего и производительного оборудования.

Если кликнуть по термину, то можно увидеть пример, описывающий эффект масштаба.

Критика приветствуется.
Quote

Владимир Токарев's Photo Владимир Токарев 07 Jul 2015

О важности терминологии


У одного нашего клиента (продажа металла) началась аналитическая работа по принятию предложенной стратегии развития компании (так получилось, что в самой разработке стратегии участвовали не все акционеры компании).

Мы застряли на первом пункте. Акционер, кто «принимал проделанную работу» , никак не мог договориться с теми, кто разработал программу развития компании. Ушел целый рабочий день только на то, чтобы понять - разногласия, по сути, неразрешимы.

Мне показалось, что я догадался в чем дело, и предложил следующий алгоритм: как только возникает противоречие, сначала договориться о терминах, а уже следом возвращаться к разным точкам зрения сторон на тот или иной пункт стратегии. Стороны согласились.

И что удивительно, после того, как терминологическая проблема была снята, мы в короткое время договорились по всем стратегическим решениям амбициозной стратегии фирмы. Сейчас, когда главные шаги стратегического плана уже реализованы, компания вошла в 10-ку крупнейших металлотрейдеров страны по сортаменту, на котором она специализируется.

В качестве своеобразного введения к публикуемому на «Уп-Про» глоссарию терминов по менеджменту, есть еще одна история о важности терминологии, но она слишком длинная, и потому будет размещена чуть позже.
Quote

Владимир Токарев's Photo Владимир Токарев 09 Jul 2015

Разделение труда - всеобщий закон (проявляет свое действие не только в производстве, но и в живой природе), согласно которому применение разделения труда (РТ) позволяет повысить эффективность производства (товаров, услуг, энергии и др.).
Адам Смит выводил три причины, почему РТ повышает эффективность:
- вырабатывается автоматизм,
- экономится время перехода (от одной работы к другой),
- делая что-то одно, легче придумать инструменты и приспособления.

Кликните на ссылку и прочитайте про разделение труда «в контексте», ознакомившись со сказкой "Репка", вернее с ее управленческой интерпретацией.
Quote

Владимир Токарев's Photo Владимир Токарев 10 Jul 2015

SWOT- анализ - инструмент анализа рынка, который позволяет в сжатом виде представить рыночную ситуацию - опасности и возможности, которые ожидают фирму на рынке, а также ее слабые и сильные характеристики - то есть ее потенциал. Английские буквы данной аббревиатуры связаны с первыми буквами английских слов - сила, слабость, возможность и опасность.

Чтобы узнать больше - кликните по термину

Историю о том, как я стал составлять определение терминов, можно найти во вложении.

Attached Files

Quote

Владимир Токарев's Photo Владимир Токарев 10 Jul 2015

Управление по слабым сигналам - стратегический инструмент управления в условиях быстрых изменений во внешней среде, когда фирма увеличивает свою активность по мере получения более точной информации о рынке - нечто вроде бега с предварительным разгоном еще до линии старта: предварительный разгон используется, например, в эстафетных соревнованиях при передаче эстафетной палочки.

Кликните по термину, чтобы узнать больше
Quote

Владимир Токарев's Photo Владимир Токарев 13 Jul 2015

Долговременные конкурентные преимущества - то, чем владеет фирма, и что невозможна "отнять" за короткий промежуток времени (имидж, система распределения, доступ к сырью и др.). Есть смысл рассматривать долговременные конкурентные преимущества как результат достижения главных целей организации.

Кликните по термину, чтобы узнать больше
Quote

Владимир Токарев's Photo Владимир Токарев 14 Jul 2015

Самоменеджмент - относительно недавно выделившийся самостоятельный раздел теории управления; управленческая деятельность, обеспечивающая повышение эффективности управления собой и своими действиями. Большее распространение получил термин Тайм-менеджмент. Но наиболее верная версия – персональный менеджмент.

Чтобы узнать больше - кликните по термину.
Quote

Владимир Токарев's Photo Владимир Токарев 14 Jul 2015

ОРГАНИЗАЦИЯ (ФУНКЦИЯ) - процесс делегирования задач и полномочий (обычно подчиненным) для достижения целей организации.

Более подробно узнать про делегирование можно, если кликнуть на ссылку.
Quote

Владимир Токарев's Photo Владимир Токарев 14 Jul 2015

А Б В Г... Э Ю Я

Научный метод – известный метод исследования, включающий в себя такие подпроцессы, как наблюдение, анализ и синтез.

НАУЧНЫЙ МЕТОД


Справедливо считают, что один из самых трудных подчиненных - это тот, кого вы каждое утро видите в зеркале. Это действительно так. Попробуйте начать с себя, и многие элементы научного управления станут вам понятнее.
Эффективное управление это, в первую очередь, умение применять на практике научный подход. Рассмотрим это утверждение на известном примере.


Л.Зайверт рассказывает историю, известную на Западе как
"Совет стоимостью 25 000 долларов".


"Чарльз Шваб, будучи президентом компании "Бетлэхэм Стил", поставил перед Ивом Ли, советником по предпринимательской деятельности, необычную задачу: "Покажите мне возможность лучшего использования моего времени. Если вам удастся это сделать, я уплачу вам любой гонорар в разумных пределах". Ли предложил Швабу лист бумаги и сказал: "Составьте список важнейших дел, которые вы должны сделать завтра, и пронумеруйте их очередность в соответствии со значимостью. Завтра утром начните с задачи N1и работайте над ней до тех пор, пока она не будет решена. Затем приступайте к N2, но не идите дальше, пока не выполните и это дело. И так далее. Даже если вы не сможете выполнить весь свой план на день, к концу дня будут, по крайней мере, завершены важнейшие дела".
Спустя несколько недель Шваб прислал Ли чек на 25 000 долларов. Позднее он сказал, что эта прослушанная им лекция была самой стоящей из всего того, что он усвоил за время своего менеджмента".
Давайте проанализируем эту историю, используя для этого элементы научного метода:

НАБЛЮДЕНИЕ

АНАЛИЗ

СИНТЕЗ



В совете Ивома Ли составление перечня дел - это попытка "наблюдения будущего". "Анализ" - это классификация дел на важные и менее важные, а "синтез" - это план выполнения дел, составленный на основе установленных приоритетов.
На первый взгляд, в рассказанной истории все до банальности очевидно, но не торопитесь с выводами. Применение научного метода к выполнению такой простой работы, как перетаскивание чугунных болванок, позволило Ф.Тейлору уже при первых экспериментах повысить производительность труда почти в ... четыре раза.
Quote