Перейти к содержимому


Добро пожаловать в Сообщество производственных менеджеров

Добро пожаловать в Сообщество производственных менеджеров, промышленный форум номер один в России и СНГ. Регистрация открыта для всех, поэтому зарегистрируйтесь и принимайте участие в дискуссиях прямо сейчас! Вход Регистрация

Глоссарий терминов по менеджменту

контекстный словарик

20 сообщений в этой теме

#11 Владимир Токарев

    КЦ "Русский менеджмент"

  • Эксперт UP-PRO.RU
  • PipPipPipPip
  • 296 Сообщений:

Отправлено 15 Июль 2015 - 11:09

Постоянно пополняемый глоссарий - А Б В Г... Э Ю Я

Маркетинг - деятельность, обеспечивающая производителям товаров и услуг своевременную реакцию на изменения ситуации на рынке, а потребителям лучшее удовлетворение их потребностей.

Можно узнать больше, если кликнуть по термину.

#12 Владимир Токарев

    КЦ "Русский менеджмент"

  • Эксперт UP-PRO.RU
  • PipPipPipPip
  • 296 Сообщений:

Отправлено 15 Июль 2015 - 05:12

Постоянно пополняемый глоссарий - А Б В Г... Э Ю Я


Менеджмент - деятельность, направленная на преобразование исходной ситуации в желаемую. Из этого определения следует, что мы все постоянно занимаемся менеджментом, часто сами того не осознавая.
........

- Что? Когда я говорю: "Николь! Принеси мне туфли и ночной колпак", это проза?
- Да. Сударь.

- Честное слово, я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой. Большое вам спасибо, что сказали.

Мольер, Мещанин во дворянстве



О секретарше с длинными ногами

или ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ СЕКРЕТАРЬ-РЕФЕРЕНТ ЛЮБОГО РУКОВОДИТЕЛЯ


Некоторое время назад у меня состоялся разговор с секретарем-референтом одного моего клиента. Она передала мне разговор со своим знакомым, который считает, что продавцов фирмы, где она работает, совершенно неправильно называют менеджерами. "Они никем не управляют, - возмущался он, - а только занимаются общением с покупателями, поэтому это никакие не менеджеры, а обычные продавцы". Наверняка, этот знакомый еще больше бы разгневался, если бы узнал, что разговаривает не "с секретаршей", а с самым настоящим менеджером, которому по роду работы нужно постоянно пополнять свои знания в области теории современного управления.

На днях эта секретарь позвонила мне по телефону и согласовала время встречи со специалистом фирмы. Ценный специалист этого предприятия живет в одном конце города, а я в другом, у него в тот момент не было дома электронной почты, кроме того, вопрос требовал нашей личной встречи. Встреча состоялась в назначенное время в офисе фирмы и была успешной.
Спрашивается, какие функции в данном случае выполнила секретарь-референт директора, главная забота которой (конечно, при поверхностном взгляде на вещи) - принимать телефонные звонки.
Согласно теории управления, главная задача любого менеджера состоит в том, чтобы обеспечить координацию различных ресурсов фирмы для достижения поставленных целей.
В нашем примере секретарь осуществила координацию людских ресурсов - обеспечила встречу ценного специалиста фирмы и внешнего консультанта предприятия ( меня). Кроме того, она согласовала людские и материальные ресурсы фирмы - для проведения встречи нам было выделено специальное место (помещение в офисе) и оборудование - персональный компьютер, без которого мы не смогли бы договориться по поводу возникшей проблемы. Благодаря эффективным управленческим действиям секретаря, цель нашей встречи была достигнута. (Представьте себе, что было бы, если бы секретарь не очень четко определила нам место или время встречи, или помещение для переговоров было занято, а персональный компьютер срочно кому-то потребовался.)
Следовательно, с точки зрения теории управления, в описываемом примере секретарь выполнила чисто управленческие функции, то есть работала менеджером.
Наши оппоненты могут возразить, указав, что текущим управлением действительно занимаются почти все. Однако вопросы стратегического управления, в частности, принятие инвестиционных решений, находятся исключительно в компетенции высшего руководства.


О деньгах и капусте или

ИНВЕСТИЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ "ОБЩЕЙ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ"

Давайте зададимся вопросом, имеется ли сходство между решением о крупных инвестициях транснациональной корпорации и решением домашней хозяйки … о заточке ножа для рубки капусты?
Предположим, домашняя хозяйка занимается заготовкой капусты на зиму. Она почти закончила свою работу, осталось нарубить всего два вилка, но нож несколько затупился. Перед ней стоит выбор - или закончить рубить капусту имеющимся ножом, или потратить время на то, чтобы подточить нож, а уж затем быстро закончить работу.
Спрашивается, а разве не такого же рода проблему решает транснациональная корпорация, когда думает над вопросом - потрать ли ей часть имеющихся средств на развертывание собственной сбытовой сети в стране, куда она экспортирует свою продукцию, или сэкономить деньги и продолжить работать с теми дилерами, которые работают, пусть не так хорошо, как бы хотелось.
Конечно, транснациональная компания находится в ситуации более высокой неопределенности, поэтому, прежде чем вынести дорогостоящее решение о развертывании собственной сбытовой сети, высшее руководство корпорации должно провести тщательное исследование рынка.
Однако, суть от этого не меняется. И в том и другом случае речь идет о принятии лучшего инвестиционного решения - выбора одного из нескольких вариантов использования дорогостоящих ресурсов любого субъекта (человека, фирмы или даже государства), обеспечивающего более эффективное достижение поставленных целей этого субъекта в сравнении с другими возможными вариантами.
Что касается инвестиционного решения домашней хозяйки, то "примитивным" оно представляется лишь на первый взгляд. Наблюдателю со стороны может показаться, что ее выбор, скажем, в пользу заточки ножа, - это импульсивное решение. Действительно, хозяйка, принимает свое решение почти мгновенно, однако, в большинстве случаев, оно основано на ее прошлом опыте, который позволяет, сравнивая возможные результаты ее "инвестиционного" выбора, добиться максимального эффекта. (Такую оценку в микроэкономике принято называть вмененными или альтернативными издержками).
К сожалению, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда наши бизнесмены, принимая решение о новом направлении своей деятельности, не просчитывают какую прибыль они потеряют, отвлекая ценные ресурсы фирмы от работы по совершенствованию уже существующего бизнеса. Это одна из очевидных причин некачественных товаров и услуг российского производства в настоящее время.
Известное в советскую эпоху утверждение В.И. Ленина - кухарка будет управлять государством, почти правильно, зря его критикуют новомодные экономисты рыночной ориентации. Точнее, конечно, будет сказать, что кухарка уже давно управляет, пусть в рамках своей, надеемся, хорошо оборудованной кухни. А потому мы не видим ничего зазорного в том, чтобы руководители государства иногда обращались к ее полезному опыту.

#13 Владимир Токарев

    КЦ "Русский менеджмент"

  • Эксперт UP-PRO.RU
  • PipPipPipPip
  • 296 Сообщений:

Отправлено 16 Июль 2015 - 10:11

Постоянно пополняемый глоссарий - А Б В Г... Э Ю Я

Адамецки Кароль (1866 - 1933) - окончил Технологический институт в Петербурге; в феврале 1903 года, на месяц раньше Ф.Тейлора, выступил с публичным докладом применения научного метода в производстве (в Южно-российском центре горнометаллургической промышленности).

1. Кароль Адамецки - первооткрыватель научного управления


Если мы наберем в Яндексе имя Ф. Тейлора, мы получим массу ссылок на американского инженера, считающегося основателем научного менеджмента, если же мы попытаемся тоже сделать с именем К.Адамецки, то получим неольшое число ссылок, из которых несколько касаются наших ресурсов в Интернет. Это, конечно, не справедливо.
В статье "Гармонизация как одна из главных основ научной организации" Адамецки пишет (далее цитируется по книге К.Адамецки "О науке организации", перевод с польского А.Н.Сухорученко, М.: Экономика, 1972):
"В марте 1903 года г. Ф.Тейлор объявил первый раз свои принципы и методы, подтверждая принципиальную мысль, что проблему организации труда можно и должно решать на основе точных научных принципов, а не, как прежде, исключительно на интуиции. Удивительным совпадением обстоятельств явилось то, что в феврале этого же года я прочитал доклад в Техническом Товариществе в Екатеринославле (Южно-российском центре горнометаллургической промышленности), в котором высказал те же самые мысли и представил в главных чертах методы организации совместной работы. Этот реферат был отчетом о моих первых работах и исследованиях в этом направлении, начатых еще в 1895 г."
Таким образом следует, что первое представление научного управления было высказано в России польским инженером К.Адамецки на один месяц раньше, чем это сделал в США считающийся основателем научного менеджмента Ф.Тейлор. А если еще учесть, что Адамецки в 1891 году закончил Технологический институт в Петербурге, после чего долго работал на металлургических предприятиях Юга России, то с полным основанием этого поляка можно отнести к русским полякам.

2. К. Адамецки - первопроходец на пути построения общей теории управления


Кароль Адамецки далеко опередил Ф.Тейлора в обобщении своих наблюдений применения научного метода в производстве.
Впоследствии, анализируя работы Ф.Тейлора, Адамецки приходит к выводу, что предложения американского инженера по рационализации производства опираются не просто на организационно-экономические законы, среди которых первейший - закон разделения труда, но что сами эти законы имеют всеобщий характер и проявляют свое действие даже в природе.
Вот что пишет К.Адамецки по поводу второго закона экономии (организации):
"Но есть еще один закон природы, а именно закон, который можно было бы назвать законом концентрации или интеграции. Природа управляется также этим законом, неустанно стремясь к экономии.
Клетки при выполнении своих жизненных функций делятся и специализируются, благодаря чему общие издержки и потери энергии и средств уменьшаются. Однако мы видим также, что одновременно осуществляется и другой процесс, а именно: клетки, выполняющие одинаковые функции, создают кооперацию всех органов, служащих одной специальной цели, благодаря этому снова получается экономия энергии.
Эти два закона природы: разделения труда и концентрации - взаимно друг друга дополняют. Они между собой близко связаны, так что, вглядываясь в проявления живой природы, мы видим, что разделение на различные функции выступает как бы для того, чтобы полностью проявиться в интеграции одинаковых функций и что результатом этих двух процессов является в конечном счете экономия энергии и средств". (ПРИМЕЧАНИЕ. В современной экономической литературе закон концентрации принято называть эффектом от масштабов деятельности.)
Отсюда следует, что Адамецки, первым уловив общее в эволюции природных явлений и развитии организации производства, заложил важный фундамент в построении общей теории управления, которая до сих пор еще не построена, но необходимость в которой все острее ощущается в современном общественном производстве.

#14 Владимир Токарев

    КЦ "Русский менеджмент"

  • Эксперт UP-PRO.RU
  • PipPipPipPip
  • 296 Сообщений:

Отправлено 16 Июль 2015 - 07:03

Постоянно пополняемый глоссарий - А Б В Г... Э Ю Я

Консультанты по управлению - специалисты в области теории и практики менеджмента, выполняющие роль связующего звена между разработчиками новых методов и моделей управления, например, преподавателями, и практиками - руководителями фирм. Зачастую консультанты сами придумывают новые методы и модели управления, но тогда они выступают в иной роли - исследователей науки управления. Отсутствие сертификации консультационных услуг приводит к тому, что достаточно сказать лишь два заветных слова - "Я - консультант!", чтобы обычный гражданин стал в один ряд с теми, кто уже вошел в мировую гильдию одной из самых престижных и уважаемый во всем мире профессий.

Если кликнуть по термину, можно познакомиться с одним шуточным кейсом (он вложением по ссылке)
от А.С. Пушкина из практики консультанта по управлению.

#15 Владимир Токарев

    КЦ "Русский менеджмент"

  • Эксперт UP-PRO.RU
  • PipPipPipPip
  • 296 Сообщений:

Отправлено 17 Июль 2015 - 07:57

Энциклопедия Уп-Про

ДОПОЛНЕНИЕ ПО ОБЩЕМУ МЕНЕДЖМЕНТУ - пополняемый глоссарий - А Б В Г... Э Ю Я


Власть - зависимость одного объекта (человека, механизма, обстоятельств и др.) от другого.

Вы купили стиральную машину-автомат. Оказалось, что она с трудом входит в ванную. Для решения проблемы Вы вынуждены даже снять с петель дверь. Затем, Вы создаете стиральной машине необходимую горизонтальную плоскость (она это "любит"), обеспечиваете удобный подвод воды и проводите электрический кабель, чтобы ей можно было "питаться" электрическим током. Словом, для новой стиральной машины Вы создаете максимум удобства и "комфорта", за что она ответит бесперебойной работой в течение долгих лет. Стиральная машина-автомат - штука сложная, однако человек сложнее любой машины. Почему же не так Вы относитесь к своим подчиненным, от которых ждете ежедневной самоотверженной и результативной работы?


Дайте мне власти!


КАРЬЕРИСТАМ ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ ПОСВЯЩАЕТСЯ



Ибо фортуна - женщина …

Поэтому она, как женщина, - подруга молодых, ибо они не так осмотрительны, более отважны и с большей дерзостью ее укрощают.

Н. Макиавелли

Заблуждение

Все люди разные. Одни рвутся к власти, других устраивает роль простых исполнителей. Это глубокое заблуждение. К власти рвутся абсолютно все, при этом большинство людей о своем "пагубном" пристрастии могут даже не догадываться.
Другое заблуждение заключается в том, что, мол, власти на всех не хватит и потому следует, работая локтями, за нее бороться. Ничего подобного. На самом деле власти так много, что всю ее использовать никому и никогда не удается.




Что такое власть?


Обратимся к теории менеджмента. Без власти невозможно оказывать влияние на других людей, не имеющий достаточно власти руководитель не обеспечит достижение целей организации.
А что такое власть? Власть - это, в первую очередь, зависимость одного человека от другого.
Вспомним времена начала перестройки, когда дефицитом было почти все. Уважаемый профессор, выстояв огромную очередь со своими талонами, заискивающим голосом просит наглую продавщицу отрезать кусочек сливочного масла из центра куска, а не с краю, где все масло обветрело. Была ли власть у той продавщицы? Была, да еще какая, поскольку от капризов продавщицы масла зависел каждый человек, стоящий в этой длинной замотанной очереди …


В любом учебнике по управлению вы можете многое узнать о власти (о том, что существует не только власть руководителя, определяющего уровень заработной платы своим подчиненным, но и власть подчиненных над руководителем, о типах власти - экспертная власть, власть примера и др.). Но всегда, если речь идет о власти, значит, говорится о зависимости одних людей от других. Например, не имеющая формальной власти секретарь генерального директора на самом деле имеет огромную власть над окружающими и не только в фирме, где она работает, поскольку именно от нее зависит, "подпустят вас к телу руководителя", соединят Вас в нужное время с генеральным директором или нет. Одна из секретарей моего клиента говорит об этом так: "Я работаю зонтиком для моего директора, ограждая его от бесполезных посетителей, как зонт от дождя.

Почему все люди (кроме больных) жаждут власти?

Вспоминаю свою комсомольскую молодость. Как-то мы решили провести анкетирование в одной из структур большого НИИ на тему - кого вы считаете карьеристом. Я был глубоко удивлен, когда на первое место среди карьеристов коллектива в 200 человек с большим отрывом от других попал ваш покорный слуга (в те далекие годы слово карьерист звучало очень неприятно). Какой же я карьерист, спрашивал я сам себя, если, уже имея кандидатскую степень, долгое время работал обычным старшим инженером.
Чем отличается руководитель от подчиненного? В первую очередь тем, что у него больше возможностей влиять на обстоятельства, в этом смысле (по количеству влияния) у руководителя больше власти. Какой нормальный человек согласится быть пылинкой на ветру, целиком зависеть от окружающей действительности?
Сейчас я понимаю, как голосовавшие были правы. С точки зрения современной теории менеджмента я действительно "отъявленный" карьерист, поскольку "жажду власти" - я не хочу зависеть от обстоятельств, а больше предпочитаю, когда обстоятельства зависят от меня.




Власти хватит на всех


Спрашивается, а как тогда быть тем, кто "не попал в начальники"? И как поступить руководителю, чтобы обеспечить удовлетворение во власти у всех своих подчиненных?
Глубокое заблуждение, что власти на всех не хватит. Власти полно, посмотрите кругом, и вы увидите, как власть просто валяется у вас под ногами, не поленитесь только нагнуться, чтобы ее поднять. Рассмотрим несколько типов власти, чтобы это понять.


Власть эксперта. Это такая власть, когда вы хорошо понимаете в своем деле, и вам доверяют как специалисту. От вас начинает зависеть не только предметная область, в которой вы работаете и разбираетесь лучше других (как эксперт), но также и окружающие, которые ожидают от вас, как от волшебника, квалифицированных рекомендаций. Пример экспертной власти - власть лечащего врача: когда мы серьезно болеем мы безоговорочно слушаемся его рекомендаций.

Власть примера. Поведение окружающих (особенно близких) в большой мере зависит от вашего поведения. Например, вы сказали правду подлецу, когда другие промолчали. Поведение тех, кто струсил, зависит не только от страха перед возможными последствиями со стороны руководства, но и от вашего поведения - тем, кто промолчал, станет стыдно после вашего выступления. Вне всякого сомнения, именно вы сделали так, что струсившим стало стыдно, следовательно, раз поведение других людей зависит от вашего поведения, вы обладаете над ними властью, в данном случае "властью примера". Вспомнимте непревзойденную по остроте сюжета комедию Э.Рязанова "Гараж", где под влиянием поведения тех, кто вынужден был показать себя смелым, постепенно изменялось поведение всех персонажей этой комедии.
Поскольку одних только типов власти насчитывается до десятка, а ситуаций, где от вас зависят окружающие, еще больше, то очевидно, что власти (возможности оказывать влияния на окружающую действительность) настолько много, что хватит каждому сполна, было бы желание. А кто полагает, что ему не повезло в жизни, я рекомендую задуматься над сказанным Н. Макиавелли: "Фортуна - женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать - таким она поддается скорее, чем тем, кто холодно берется за дело". Дерзайте, и у вас все получится!


#16 Владимир Токарев

    КЦ "Русский менеджмент"

  • Эксперт UP-PRO.RU
  • PipPipPipPip
  • 296 Сообщений:

Отправлено 17 Июль 2015 - 10:42

Энциклопедия Уп-Про

ДОПОЛНЕНИЕ ПО ОБЩЕМУ МЕНЕДЖМЕНТУ - пополняемый глоссарий - А Б В Г... Э Ю Я


Функции управления - составные части управления. Любое управление состоит из ряда взаимосвязанных действий: руководитель принимает решения, собирает необходимую информацию, дает поручения и т.д. В теории менеджмента принято весь процесс управления разбивать на группы действий, объединенные по какому-либо признаку. Эти группы действий и называют функциями управления (функция планирования, функция организации, функция контроля и др.). А поскольку группировать управленческие действия можно по-разному, вы не найдете двух учебников, где было бы полное совпадение состава функций управления. Иногда функции планирования, организации, мотивации и контроля называют общими функциями управления, чтобы отличать их от специальных функций, таких как функция маркетинга, функция НИОКР и др.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ УПРАВЛЕНИЕ


Процесс управления можно представить в виде набора действий, выполнение которых приводит к изменению исходной ситуации - "0" в желаемую ситуацию - "1". Например, сейчас у вас доля рынка 2% (исходная ситуация), а вы бы хотели иметь 10% (желаемое состояние).
Для удобства теоретики и практики управления, начиная Анри Файоля, объединяют действия по управлению в определенные группы. Эти группы, сформированные по какому-то характерному признаку,принято называть функциями управления. Удивительно, но практически невозможно найти два учебника по менеджменту разных авторов, в которых бы набор функций управления и их количество совпадали. Это легко объясняется тем, что действия по управлению сложно переплетаются, и каждый автор по своему видит процесс управления (от этого, правда не легче студентам, изучающим менеджмент, как научную дисциплину).

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ


Во-первых, вы формулируете цели, определяя когда они должны быть выполнены - это функция ПЛАНИРОВАНИЯ.
Затем вы распределяете задачи между своими подчиненными, передаете им полномочия для выполнения этих задач (делегирование задач и полномочий) - это функция ОРГАНИЗАЦИИ.
При этом вы должны побудить своих подчиненных выполнять поставленные перед ними задачи - это функция МОТИВАЦИИ.
Чтобы цели действительно были достигнуты, вам приходится оценивать исходную ситуацию, текущее положение дел и контролировать достижение поставленных целей - это функция КОНТРОЛЯ.
В ходе всего управленческого цикла вам постоянно приходится выбирать лучшее решение из имеющихся на данный момент - это функция управления - ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ.
В процессе деятельности предприятия наиболее активно используется ФУНКЦИЯ КОММУНИКАЦИИ, отвечающая за обмен информацией между субъектами.
Само знание функций управления еще ничего не дает. Однако, прежде чем выйти в космос, человек сначала открыл закон сохранения импульса движения, а уж потом применил эти знания в реактивном двигателе.

Понимание "из чего складывается управление" также важно для повышения его эффективности, как, например, сведения "из чего состоит человек" для профессии врача.



#17 Владимир Токарев

    КЦ "Русский менеджмент"

  • Эксперт UP-PRO.RU
  • PipPipPipPip
  • 296 Сообщений:

Отправлено 24 Июль 2015 - 11:29

А Б В Г... Э Ю Я

ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ - (относится к общим функция управления) - подпроцесс управления, включающий в себя следующие 4 этапа - установление стандартов и допустимых отклонений от него, измерение, сравнение результатов измерения со стандартом и корректирующие воздействия на объект управления при отклонении результатов измерения выше допустимых отклонений.

#18 Владимир Токарев

    КЦ "Русский менеджмент"

  • Эксперт UP-PRO.RU
  • PipPipPipPip
  • 296 Сообщений:

Отправлено 27 Июль 2015 - 09:01

А Б В Г... Э Ю Я


Амбиции, их роль при разработке стратегии фирмы - новая концепция стратегического управления, исходящая из амбиций высшего руководства фирмы. Подробнее (про пример стратегии высоких амбиций кота в сапогах) можно узнать, кликнув по ссылке.

#19 Владимир Токарев

    КЦ "Русский менеджмент"

  • Эксперт UP-PRO.RU
  • PipPipPipPip
  • 296 Сообщений:

Отправлено 27 Июль 2015 - 09:36

А Б В Г... Э Ю Я


Виды консультирования - экспертное, процессное, обучающее консультирование. В чистом виде встречаются крайне редко. Выполняя работу эксперта (специалиста в каких-то вопросах), консультант при выдаче даже готовых рекомендаций вынужден знакомить клиента хотя бы с применяемой терминологией - то есть проводить обучение. В свою очередь, в процессе обучающего консультирования соответствующий специалист всегда представляется как эксперт, например, по вопросам теории управления. В процессном консультировании, например, когда идет обсуждение вариантов решения проблем или иных вопросов, два другие вида консультирования всегда присутствуют в явном или неявном виде.

Виды консультирования


В России прижилась классификация консультационных услуг, в которой выделяют 3 основных вида консалтинга: обучающее консультирование, экспертное консультирование и консультирование по процессу. Практически в любом консультационном процессе в той или иной мере присутствуют все перечисленные виды (формы) консультирования, поэтому можно говорить лишь о преобладании в данном консультационном проекте того или иного вида консультирования.
  • Обучающее консультирование, очень близко к обычному обучению в вузе. Наиболее яркий пример такого консультирования - тренинг продавцов магазина, в ходе которого стоит задача обеспечить за счет их подготовки увеличение объема продаж.
  • Экспертное консультирование - это ситуация, когда консультант, собрав необходимую для выдачи рекомендаций информацию, сообщает клиенту о том что и как нужно делать по проблеме, которая ему поручена. Яркий пример - разработка бизнес-плана по заказу клиента.
  • Процессное консультирование - в этом виде консультирования одинаково активно участвуют как консультант, так и сам клиент.
Хотя в литературе, посвященной консалтингу, чаще встречается мнение, что процессное консультирование - это самая эффективная форма для современных российских условий, это утверждение противоречит концепции ситуационного подхода. Для каждой конкретной ситуации, в которую попадают клиент и консультант (элементом такой ситуации может быть, например, уровень подготовки клиента в области теории и практики современного управления) лучше подходит та или иная комбинация различных форм консультирования.
Более того, в процессе работы над консультационным проектом на каждой его стадии более эффективна та или иная комбинация методов консультирования.
Когда консультант собирает информацию о рынке и проводит ее анализ, большую часть работ он обычно выполняет в режиме консультанта-эксперта.
В процессе обсуждения выработанных предложений более эффективно процессное консультирование, а на заключительной стадии применения разработанной программы изменений на предприятии клиента большее внимание, скорее всего, придется уделить обучающему консультированию.

#20 Владимир Токарев

    КЦ "Русский менеджмент"

  • Эксперт UP-PRO.RU
  • PipPipPipPip
  • 296 Сообщений:

Отправлено 28 Июль 2015 - 01:50

А Б В Г... Э Ю Я

Проектная группа - временное организационное образование людей с руководителем во главе, имеющее целью достижение обычно одной важной цели. Включает в себя набор всех необходимых специалистов для выполнения задания в запланированные сроки.

СОВЕТСКАЯ КЛАССИКА


А.С. Макаренко был хорошим педагогом потому, в первую очередь, что был прекрасным практиком и теоретиком менеджмента. Отрывок из "Педагогической поэмы", представленный ниже, убедительно доказывает, что Макаренко был одним из создателей современного инструмента управления - проектной организационной структуры (читатель ее легко узнает в описании сводных отрядов), а также матричной организационной структуры, первооткрывателем которой всегда считались американцы. Так, в "Основах менеджмента" М.Мескона и др., указано - Начало применению матричной организации было положено средними по размеру авиокосмическими фирмами в 50-60-е годы нашего столетия, в то время как Антон Семенович Макаренко не только изобрел этот организационный инструмент, но и эффективно им пользовался уже в 20-е годы.


Педагог или менеджер?


далее текст А.С.Макаренко


К весне двадцать третьего года мы подошли к очень важному усложнению системы отрядов. Это усложнение, собственно говоря, было самым важным изобретением нашего коллектива за все тринадцать лет нашей истории (речь идет о колонии имени М. Горького - В.Т.). Только оно позволило нашим отрядам слиться в настоящий, крепкий и единый коллектив, в котором была рабочая и организационная дифференциация, демократия общего собрания, приказ и подчинение товарища товарищу, но в котором не образовалось аристократии - командной касты. Это изобретение - сводный отряд (выделено мной - В.Т.).
Противники нашей системы, так нападающие на командирскую педагогику, никогда не видели нашего живого командира в работе. Но это еще не так важно. Гораздо важнее то, что они не имели никакого понятия о самом главном и решающем коррективе в системе.
Сводный отряд вызван к жизни тем обстоятельством, что главная наша работа была тогда сельскохозяйственная. У нас было до семидесяти десятин, и летом Шере (агроном колонии - В.Т.) требовал на работу всех. В то же время каждый колонист был приписан к той или иной мастерской (элемент продуктовой организационной структуры - В.Т.), и ни один не хотел порывать с нею: на сельское хозяйство все смотрели как на средство существования и улучшения нашей жизни, а мастерская - это квалификация. Зимой, когда сельскохозяйственные работы сводились до минимума, все мастерские были наполнены, но уже с января Шере начинал требовать колонистов на парники и навоз и потом с каждым днем увеличивал и увеличивал требования.
Сельскохозяйственная работа сопровождалась постоянной переменой места и характера работы, а, следовательно, приводила к разнообразному сечению коллектива по рабочим заданиям. Единоначалие (выделено мной - В.Т.) нашего командира в работе и его концентрированная ответственность с самого начала показались нам очень важным институтом, да и Шере настаивал, чтобы один из колонистов отвечал за дисциплину, за инструмент, за выработку и за качество. Сейчас против этого требования не станет возражать ни один здравомыслящий человек, да и тогда возражали, кажется, только педагоги.
Идя навстречу совершенно понятной организационной нужде, мы пришли к сводному отряду.
Сводный отряд - это временный отряд, составляющийся не больше как на неделю, получающий короткое определенное задание: выполоть картофель на таком-то поле, вспахать такой-то участок, очистить семенной материал, вывезти навоз, произвести посев и так далее (выделено мной - В.Т.).
На разную работу требовалось и разное число колонистов: в некоторые сводные отряды нужно было послать двух человек, в другие - пять, восемь, двадцать. Работа сводных отрядов отличалась также и по времени. Зимой, пока в нашей школе занимались, ребята работали до обеда или после обеда - в две смены. После закрытия школы вводился шестичасовой рабочий день для всех в одно время, но необходимость полностью использовать живой и мертвый инвентарь приводила к тому, что некоторые ребята работали с шести утра до полудня, а другие - с полудня до шести вечера. Иногда же работа наваливалась на нас в таком количестве, что приходилось увеличивать рабочий день.
Все это разнообразие типа работы и ее длительности определило и большое разнообразие сводных отрядов. У нас появилась сетка сводных, немного напоминающая расписание поездов.
В колонии все хорошо знали, что третий "О" сводный работает от восьми утра до четырех дня, с перерывом на обед, и при этом обязательно на огороде, третий "С" - в саду, третий "Р" - на ремонте, третий "П" - в парниках; первый сводный работает от шести утра до двенадцати дня, а второй сводный - от двенадцати до шести. Номенклатура сводных скоро дошла до тридцати.
Сводный отряд был всегда отрядом только рабочим. Как только заканчивалась его работа, и ребята возвращались в колонию, сводного отряда больше не существовало (выделено мной - В.Т.).
Каждый колонист знал свой постоянный отряд, имеющий своего постоянного командира, определенное место в системе мастерских, место в спальне и место в столовой. Постоянный отряд - это первичный коллектив колонистов, и командир его - обязательно член совета командиров. Но с весны, чем ближе к лету, тем чаще и чаще колонист то и дело попадал на рабочую неделю в сводный отряд того или другого назначения. Бывало, что в сводном отряде всего два колониста; все равно один из них назначался командиром сводного отряда - комсводотряда. Комсводотряда распоряжался на работе и отвечал за нее. Но как только оканчивался рабочий день, сводный отряд рассыпался.
Каждый сводный отряд составлялся на неделю, следовательно, и отдельный колонист на вторую неделю обычно получал участие в новом сводном, на новой работе, под командой нового комсводотряда. Командир сводного назначался советом командиров тоже на неделю, а после переходил в новый сводный обыкновенно уже не командиром, а рядовым членом.
Совет командиров всегда старался проводить через нагрузку комсводотряда всех колонистов, кроме самых неудачных. Это было связано с большой ответственностью и заботами. Благодаря такой системе большинство колонистов участвовало не только в рабочей функции, но и в функции организаторской (заметим что сегодня, спустя 80 лет от жизненных экспериментов Макаренко, в наших вузах, где готовят профессиональных менеджеров, искусству управления фактически не учат, изучая за партами в основном лишь голую теорию, есть о чем подумать - В.Т.) Это было очень важно, и было как раз то, что нужно коммунистическому воспитанию. Благодаря именно этому наша колония отличалась к 1926 году бьющей в глаза способностью настроиться и перестроиться для любой задачи, и для выполнения отдельных деталей этой задачи всегда находился с избытком кадры способных и инициативных организаторов, распорядителей, людей, на которых можно было положиться (а теперь, сравните сказанное с реальной практикой неудобоваримого проведения изменений на коммерческих, я уж не говорю о государственных, предприятиях России в условиях динамично меняющего рынка начала нового века - В.Т.).
Значение командира постоянного отряда становилось чрезвычайно умеренным. Постоянные командиры почти никогда не назначали себя командирами сводных, полагая, что они и так имеют нагрузку. Командир постоянного отряда отправлялся на работу простым рядовым участником сводного отряда и во время работы подчинялся временному комсводотряда, часто члену своего же постоянного отряда. Это создавало очень сложную цепь зависимости в колонии, и в этой цепи уже не мог выделиться и стать над коллективом отдельный колонист.





1 человек читают эту тему

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей