Михаил Трофименко (18 March 2015 - 03:08 PM) писал:
Мой опыт показывает, что правильное определение точки приложения усилий и работающие инструменты повышения эффективности позволяют быстро повысить производительность труда, найти внутренние резервы на техническое перевооружение.
Самое интересное, что дело не в каком-то особом профессионализме. ?ногда задачи которые нам предлагали решать нас сильно пугали своей сложностью. Но оказалось, при системном подходе, при наличии готового алгоритма действий, задачи решаются. Работая по предложенному нами бизнес-процессу становились понятны причины неэффективного производства. Оказалось, что вопросы кадров, оборудования, мотивации персонала не главное. В Системе стимулирующей работу на результат внедрение известных принципов Бережливого производства происходит быстро и без отката к привычным методам работы. ? чем хуже ситуация на предприятии, тем результат может быть выше.
Вот-вот - все дело именно в "правильном определении точки приложения усилий", и не в наличии "особого профессионализма". Похоже, главный признак профессионализма менеджмента - это понимание руководителями задач управления. Ну и желание действовать, что-то делать, как ни банально это звучит. А все методики, кайдзены, лины, сбалансированные показатели и прочее бюджетирование - это всего лишь инструменты. Если руководитель реально хочет изменить ситуацию и будет что-то делать, то он найдет и экспертов, и методики и кадры воспитает. Причем сам по себе рынок и негосударственная собственность этого не гарантируют. Пара маленьких "антипримеров" из жизни двух предприятий (среднее и малое):
1. Среднее предприятие, машиностроение. Живут тем, что заработают - никакой господдержки. Кризис давит, конкуренты имеются, надо повышать производительность и сокращать время поставки. Сократить длительность цикла помогла бы установка нового станка для резки металла (тип не помню, но что-то довольно простое. Важно: это не лазерное и не прецизионное оборудование). Станок уже полгода готовенький скучает на складе завода. Регулярно на совещаниях руководства идет перебранка топов и специалистов в присутствии директора: кто виноват, что станок не установили? Регулярно, в течение полугода. Похоже, это у них уже ритуал такой.
Другая проблема: затягивают с исполнением заказа, т.к. рабочие заняты изготовлением "левой" продукции - на оборудовании завода и из его же материалов. Начальство все это видит, знает, но ждет, пока рабочие освободятся. Шутка? Нет, правда жизни. Как лечить? Руководство надеется на госкредит для покупки нового автоматизированного оборудования. Что-то это мне напоминает ситуацию с лечением в басне "Мартышка и очки" - не к тому "больному месту" средство прикладывают. Не поможет автоматизация - для начала руководству надо пройти курс "Введение в менеджмент для дошкольников".
2. Малое предприятие (?П), производство мебели на заказ. Рабочий при перевозке разбил зеркальную панель стоимостью около 20 тыс. рублей, т.к. неправильно закрепил стропы. С этими стропами он раньше не работал. Что будет рабочему? Штраф? Ответ: Н?ЧЕГО. Ну, может, руководитель ему в глаза так с укором заглянет, вздохнет и все. Уволить? Да ни за что! Потому что это "дядя Вася" обидется и уйдет. Оштрафовать? Обидится и уйдет. А "дядя Вася" ценный работник, т.к. пьет меньше и реже других. На предприятии есть система премирования рабочих за экономию материала при раскрое, они ее регулярно получают. Есть система штрафов, но она не применяется. Кто же будет следить за тем, как стропы закреплены? Поэтому брак, бой и прочее на этом предприятии - норма. Но материал при раскрое экономят. На мое предложение что-то изменить в системе подготовки рабочих (ну хотя бы проверить-научить пользоваться теми же стропами), ввести реальные штрафы и пр. - руководитель досадливо отмахивается: "Некогда". Разумеется, зачем затачивать топор и время тратить - ему лес рубить надо.
Таких примеров - тьмы и тьмы. А в чем корень? В головах, в менеджменте, в руководстве. ? в среде, в данном случае - в отсутствии нормальной конкуренции. Конкуренции предприятий, конкуренции поставщиков-аутосорсеров, конкуренции руководителей, специалистов, рабочих. У нас практически везде и не хватает этой конкуренции, но даже там, где она есть, ее "не видят" и работают "как работается. Не буду занимать время и место примерами.
Как лечить? Государству - создавать условия для ведения бизнеса (рецепты известны), появления новых предприятий, эффективное антимонопольное законодательство, не лезть своей жадной лапкой в эффективный бизнес. Бизнесу - учиться. ?, увы, требуется время.