←  Другие технологии и инструменты организации производства

Сообщество производственных менеджеров

»

Нужен ли замруководителя по контролю за из...

фоторгафия Сергей Жишкевич 28 апр 2014

Около года назад Минпромторг России выступил с предложением - для повышения рентабельности «Ростехнологий», ОАК, «Уралвагонзавода» и еще почти 20 холдинговых компаний создать в них новую должность — «замруководителя по контролю за издержками».

Снижение издержек должно было стать основным инструментом повышения рентабельности компаний, и Минпромторг планировал обязать каждую компанию разработать программу сокращения издержек для «внедрения системы бережливого производства», которое предполагало «вовлеченность сотрудников в процесс оптимизации и максимальную ориентацию на потребителя». Еще один вопрос — повышение энергоэффективности предприятий. Именно эти вопросы и планировалось вменить в обязанности новому топ-менеджеру, заму «по бережливости». Именно он должен был концентрироваться на поиске возможностей сократить производственные и управленческие издержки, разрабатывать методики ресурсо- и энергосбережения, внедрять и контролировать их эффективность. Направление работы было названо настолько важным, что «данная должностная функция должна была быть основной и не предполагать совместительства с реализацией других управленческих функций». Тогда же прошла информация, что эта идея не нашла поддержки у большинства предприятий. Вообще-то идея не самая новая - операционный директор есть на многих зарубежных заводах.

Интересно, появились ли такие замы на предприятиях? Или в связи с интересом Комиссии по ВПК при Правительстве РФ к бережливому производству теперь и должность будет называться немного иначе - директор по развитию производственной системы, например?
Ответить

фоторгафия Зырянов Андрей Михайлович 29 апр 2014

Ну, развитие производственной системы и контроль издержек - это далеко не одно и то же. Для контроля издержек существуют бюджетирование, контроллинг, учет, планирование, самые разные директора - финансовый, административный, операционный - и контролеры.
Существуют разные схемы управления издержками: прямые финансовые, операционные в натуральных показателях, совмещенные. Финансовые понятнее акционерам, операционные - линейному персоналу, совмещенные - менеджерам.
Мы запланировали в этом году на пилотном заводе создать совмещенную схему, подготовка заняла больше 2-х лет, но отвечать за издержки (как и за развитие производственной системы) в итоге будут начальники цехов: по нашему мнению, отдельный директор для этой работы не нужен.

Что решит Правительство - думаю, скоро узнаем: как раз в пятницу на базе КАМАЗа закончились Конференция и выездное заседание Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации "О внедрении систем бережливого производства в организациях ОПК" (название официальное).
Ответить

фоторгафия Сергей Жишкевич 29 апр 2014

Абсолютно согласен с Вами, что развитие производственной системы и контроль издержек - это далеко не одно и то же. Но иногда встречаешь такие загадочные "миксы", когда что-то делается под конкретного человека...

Да, именно на этом мероприятии на КАМАЗе Дмитрий Рогозин напомнил об установке Президента России, что оборонно-промышленный комплекс должен стать локомотивом промышленности страны, и к 2020 году необходимо не только решить задачу тотального перевооружения российской армии и флота, но и вторую задачу, поставленную Президентом и Правительством – индустриализации страны.

Деньги в ВПК уже пошли немалые, а запланированы еще намного бОльшие. Поэтому очень интересно, как будет решаться задача с эффективностью промышленных предприятий, если она на самом деле будет решаться, конечно. Мы, как обычно, постараемся отслеживать этот вопрос и лучший опыт опубликовать у нас на портале.
Ответить

фоторгафия Зырянов Андрей Михайлович 29 апр 2014

Знаете, я думаю, многое прояснится в течение мая. Возможно, всё окажется даже интереснее, чем мы сейчас предполагаем - во всяком случае, Протокольное решение ВПК и Резолюция Конференции содержат больше ожидавшегося.

Давайте посмотрим на реальные итоги.
Ответить

фоторгафия Елена Бреслав 13 май 2014

Коллеги, мне кажется, для нахождения корректного ответа имеет смысл использовать несколько иную картинку бизнеса (вообще деловой реальности): у нас есть актив (имущество, реальные события и действия) и пассив (сколько это стоит). И цель руководителя, особенно ЛИНовского - обеспечить, чтобы действия над имуществом производились максимально эффективно. Т.е. должны быть (1) цель - правильная, достижение которой можно контролировать, т.е. получить результат; (2) влияние на действия - оно обычно в руках производственников; (3) влияние на затраты - оно обычно смешанное, из-за чего и происходят все споры.
Предположим, мы ввели должность зама по контролю за издержками - но влиять на действия он не может. Это грустная позиция - при тех, кто реально формирует затраты своими действиями. У него, конечно, остаются немалые рычаги (перечислять не буду, все знаем), но в целом скучно.
Чтобы было веселее (и результативнее), он должен иметь возможность влиять на действия, т.е. вмешиваться в епархию производственников.
Такое возможно только в том случае, если производственники его слушают и слышат.
И хотя ЛИН всячески такую связку проповедует, в жизни она реализуется по-разному.
Вывод: думаю, решение стоит отдать производственникам. Если они имеют в своих рядах или склонны привлечь толкового человека, чтобы он взял на себя эту функцию и готовы с ним сотрудничать - все срастется к общему удовлетворению. Если хотят сами - отдельный человек с таким функционалом будет ими игнорироваться.
Ответить