Добро пожаловать в Сообщество производственных менеджеров
Добро пожаловать в Сообщество производственных менеджеров, промышленный форум номер один в России и СНГ. Регистрация открыта для всех, поэтому зарегистрируйтесь и принимайте участие в дискуссиях прямо сейчас! Вход Регистрация |
0
Кто должен учить бережливому производству?
Автор: Сергей Жишкевич, Feb 19 2014 09:42 AM
Л?Н; обучение
24 сообщений в этой теме
#1
Отправлено 19 February 2014 - 09:42 AM
В одном интервью директора по развитию ПС недавно прозвучало: "Не хожу на конференции, так как нет времени слушать тех, кто сам ни одной гайки не закрутил". Действительно, многие из отечественных консультантов и преподавателей МВА-производство вышли из академической среды, кому повезло - прошли обучение на зарубежных программах, и после этого начали преподавать сами.
Многие зарубежные авторы бестселлеров по производственной тематике тоже из академической среды. Они провели мощные исследования, обобщили успешный опыт и предоставили его всем желающим. По большому счету, без них опыт той же Тойоты не стал бы доступен такому количеству людей.
В США часто преподавательской деятельностью занимаются бывшие топ-менеджеры, закончившие свою производственную карьеру - у них есть опыт, которым можно поделиться.
Во многих немецких образовательных программах для производственников все предельно просто - тренером может быть только тот, кто имеет реальный опыт работы на производстве. Понятно, что это задача не из простых, у человека еще должны быть способности и желание передавать свои знания другим. Причем преподавание - отдельная технология, которой тоже надо владеть, далеко не всегда хороший игрок и хороший тренер. ? этой технологией преподаватели из академической среды часто владеют намного лучше производственников, по крайней мере, пока те не "налетают приличное количество часов".
Так кто должен учить других бережливому производству, и должен ли быть у них производственный опыт?
Многие зарубежные авторы бестселлеров по производственной тематике тоже из академической среды. Они провели мощные исследования, обобщили успешный опыт и предоставили его всем желающим. По большому счету, без них опыт той же Тойоты не стал бы доступен такому количеству людей.
В США часто преподавательской деятельностью занимаются бывшие топ-менеджеры, закончившие свою производственную карьеру - у них есть опыт, которым можно поделиться.
Во многих немецких образовательных программах для производственников все предельно просто - тренером может быть только тот, кто имеет реальный опыт работы на производстве. Понятно, что это задача не из простых, у человека еще должны быть способности и желание передавать свои знания другим. Причем преподавание - отдельная технология, которой тоже надо владеть, далеко не всегда хороший игрок и хороший тренер. ? этой технологией преподаватели из академической среды часто владеют намного лучше производственников, по крайней мере, пока те не "налетают приличное количество часов".
Так кто должен учить других бережливому производству, и должен ли быть у них производственный опыт?
#2
Отправлено 19 February 2014 - 10:30 AM
Один мой приятель - работа не позволяет нам встречаться часто, но время от времени мы это делаем - говорит: "What makes an expert? Experience only." ? я совершенно с ним согласен.
Понятно же, что знающий теорию практик лучше обучит любого, чем иногда практикующий теоретик. Так же, как на служебной лестнице: сотрудник, прошедший ее постепенно, как правило, приносит больше пользы (пока не достигнет уровня своей некомпетенции))), чем тот, кто сразу попал наверх.
Что касается немцев - по моим наблюдениям, их образовательные программы для производственников направлены не столько на усвоение знаний, сколько на приобретение устойчивых навыков. Польза этого подхода очевидна, и не только немцы его применяют. Давайте вспомним СССР - недолго, но мы использовали те же самые приемы и методы.
Понятно же, что знающий теорию практик лучше обучит любого, чем иногда практикующий теоретик. Так же, как на служебной лестнице: сотрудник, прошедший ее постепенно, как правило, приносит больше пользы (пока не достигнет уровня своей некомпетенции))), чем тот, кто сразу попал наверх.
Что касается немцев - по моим наблюдениям, их образовательные программы для производственников направлены не столько на усвоение знаний, сколько на приобретение устойчивых навыков. Польза этого подхода очевидна, и не только немцы его применяют. Давайте вспомним СССР - недолго, но мы использовали те же самые приемы и методы.
#3
Отправлено 19 February 2014 - 04:40 PM
Если позволите, я дополню свой же ответ цитатой
"В советские годы невозможно было представить, чтобы директором промышленного производства стал человек «со стороны», - карьерная лестница была вертикальной. «Требовалось несколько лет отработать инженером на производстве, стать ведущим инженером, начальником бригады или определённого участка, потом только возглавить отдел, и, отработав в руководящей должности несколько лет, человек со способностями и амбициями мог претендовать на должность руководителя производства», - говорит Геннадий Воронин, президент Всероссийской организации качества, бывший замминистра промышленности СССР и РФ."
"В советские годы невозможно было представить, чтобы директором промышленного производства стал человек «со стороны», - карьерная лестница была вертикальной. «Требовалось несколько лет отработать инженером на производстве, стать ведущим инженером, начальником бригады или определённого участка, потом только возглавить отдел, и, отработав в руководящей должности несколько лет, человек со способностями и амбициями мог претендовать на должность руководителя производства», - говорит Геннадий Воронин, президент Всероссийской организации качества, бывший замминистра промышленности СССР и РФ."
#4
Отправлено 25 February 2014 - 04:07 PM
Знания и умения связывает главное - практика. Без практики даже преподавание не эффективно. Трудно научить плаванию, если сам не умеешь.
#5
Отправлено 28 February 2014 - 12:45 PM
Конечно, хорошо, когда обучение персонала предприятия новым методам управления проводится преподавателем или консультантом, имеющим практический опыт работы в какой-то отрасли. Только где-же их столько взять-то, квалифицированных практиков? ?ли можно уравнять производственный опыт работы, например, на мукомольном комбинате и в энергетической компании?
Считаю, что обучение (т.е., только "проведение семинара по теме ....") может проводить специалист, не имеющий опыта работы в отрасли, в которой работает предприятие.
Считаю, что обучение (т.е., только "проведение семинара по теме ....") может проводить специалист, не имеющий опыта работы в отрасли, в которой работает предприятие.
#6
Отправлено 28 February 2014 - 02:54 PM
На мой взгляд, ответ на вопрос, кто должен обучать бережливому производству, зависит ещё и от целей обучения. Если целью является познакомить с методологией, дать основные определения, показать взаимосвязи, то это может сделать преподаватель и без практического опыта. При условии, что он понимает философию бережливого производства.
А если цель – научить, как применять инструменты, показать с какими трудностями можно столкнуться и возможные пути выхода, то лучше всего это сделает человек с опытом внедрения.
А если цель – научить, как применять инструменты, показать с какими трудностями можно столкнуться и возможные пути выхода, то лучше всего это сделает человек с опытом внедрения.
#7
Отправлено 07 August 2015 - 02:40 PM
У меня есть возможность сопоставить как у нас, и как у них, по роду деятельности руковожу именно подобным проектом в Европе.
Первое: бережливое производство - предмет в рамках многих дисциплин в Высшем техническом училище Праги и в любом Европейском тех.ВУЗе, преподают вроде бы теоретики. Но. Как и у нас в ВУЗах - профессионалы со степенями. А что такое докторская диссертация, как не гигантская в том числе и практическая работа? Мало того, преподаватели в Европе регулярно на предприятиях изучают внедрения, опыт и проч. Т.е. преподаватель ВУЗа с соответствующей специализацией - отличный вариант, НО, как правило он не владеет методикой интенсивного интерактивного обучения взрослых, отсюда переходим к бизнес-тренерам.
Второе: бизнес-тренер, хорошо это или плохо? Первый вид бизнес-тренера, который никогда не работал на производстве, но на отлично владеет методикой интерактивного обучения и имеет четкую программу, серьезный методкомплект и согласованные с заказчиком дидактические материалы (игры, кейсы и проч). Такие есть и в России и в Европе практически в любой специализации. В Европе таких по теме бережливое производство мало (думаю, потому что неэффективно). Этот тип тренера - хорош для ознакомления с методом так называемых "сторонних участников изменений". Зато второй тип бизнес-тренера - очень популярен везде. Это как раз те спецы, которые либо сами в практике, либо в консалтинге работают и умеют преподавать в тренинговом формате. Эти компетенции и обуславливают их стоимость - очень высокую. Понятно, что это лучший вариант для занятых ТОПов.
Третье. Непосредственный руководитель. Он скорее не обучает, а проводит мотивационно-консультационные сессии. Вот это - очень популярный метод после семинара с преподавателем ВУЗа или тренером первого типа.
Ну и четвертое на закуску. Это то, чем как раз занимается наша компания в том числе с Европейскими региональными институтами Кайдзен. Это комплексное обучение в рамках краткосрочных стажировок для директоров: семинар от профи-консультанта и изучение опыта непосредственно на предприятиях в течение 7-10 дней. Это, безусловно, самый действенный способ понять как работает система и увидеть, какие бывают ошибочные и наоборот удачные решения. В Европе - популярный вид обучения.
Первое: бережливое производство - предмет в рамках многих дисциплин в Высшем техническом училище Праги и в любом Европейском тех.ВУЗе, преподают вроде бы теоретики. Но. Как и у нас в ВУЗах - профессионалы со степенями. А что такое докторская диссертация, как не гигантская в том числе и практическая работа? Мало того, преподаватели в Европе регулярно на предприятиях изучают внедрения, опыт и проч. Т.е. преподаватель ВУЗа с соответствующей специализацией - отличный вариант, НО, как правило он не владеет методикой интенсивного интерактивного обучения взрослых, отсюда переходим к бизнес-тренерам.
Второе: бизнес-тренер, хорошо это или плохо? Первый вид бизнес-тренера, который никогда не работал на производстве, но на отлично владеет методикой интерактивного обучения и имеет четкую программу, серьезный методкомплект и согласованные с заказчиком дидактические материалы (игры, кейсы и проч). Такие есть и в России и в Европе практически в любой специализации. В Европе таких по теме бережливое производство мало (думаю, потому что неэффективно). Этот тип тренера - хорош для ознакомления с методом так называемых "сторонних участников изменений". Зато второй тип бизнес-тренера - очень популярен везде. Это как раз те спецы, которые либо сами в практике, либо в консалтинге работают и умеют преподавать в тренинговом формате. Эти компетенции и обуславливают их стоимость - очень высокую. Понятно, что это лучший вариант для занятых ТОПов.
Третье. Непосредственный руководитель. Он скорее не обучает, а проводит мотивационно-консультационные сессии. Вот это - очень популярный метод после семинара с преподавателем ВУЗа или тренером первого типа.
Ну и четвертое на закуску. Это то, чем как раз занимается наша компания в том числе с Европейскими региональными институтами Кайдзен. Это комплексное обучение в рамках краткосрочных стажировок для директоров: семинар от профи-консультанта и изучение опыта непосредственно на предприятиях в течение 7-10 дней. Это, безусловно, самый действенный способ понять как работает система и увидеть, какие бывают ошибочные и наоборот удачные решения. В Европе - популярный вид обучения.
#8
Отправлено 07 August 2015 - 03:39 PM
Спасибо топикстартеру за очень важную и интересную тему.
Еще хорошо, что у меня, как подключившегося к обсуждению по теме, диаметрально противоположная точка зрения на то "как лучше", если сравнить с уже прозвучавшими мнениями.
?так мое мнение распадается на два:
1. Что есть практика? ? что есть практика в отрасли?
2. Что есть практика консультанта (не важно по классическому менеджменту, чем занимаюсь я, либо по Лин или ТОС, с которыми пока только знакомлюсь?)
Мое мнение на тему очень простое:
1. Практика управления производством совершенно бесполезна, если говорить о работе консультанта (по любой технологии). Потому такая практика не только не нужна, а возможно еще и вредна.
2. Нужна практика консультирования (опять же по той технологии, где планируется консультировать).
Ну и аргументация:
подскажите, уважаемые оппоненты (коллеги) - чтобы педиатру лечить, скажем, корь у больных в детском возрасте, ему нужно корью переболеть?
Особенно забавно звучит этот вопрос, если врач уже выбрал свою профессию (лечить детей от кори и т.п.), а корью в детстве не болел. Что делать?
Еще хорошо, что у меня, как подключившегося к обсуждению по теме, диаметрально противоположная точка зрения на то "как лучше", если сравнить с уже прозвучавшими мнениями.
?так мое мнение распадается на два:
1. Что есть практика? ? что есть практика в отрасли?
2. Что есть практика консультанта (не важно по классическому менеджменту, чем занимаюсь я, либо по Лин или ТОС, с которыми пока только знакомлюсь?)
Мое мнение на тему очень простое:
1. Практика управления производством совершенно бесполезна, если говорить о работе консультанта (по любой технологии). Потому такая практика не только не нужна, а возможно еще и вредна.
2. Нужна практика консультирования (опять же по той технологии, где планируется консультировать).
Ну и аргументация:
подскажите, уважаемые оппоненты (коллеги) - чтобы педиатру лечить, скажем, корь у больных в детском возрасте, ему нужно корью переболеть?
Особенно забавно звучит этот вопрос, если врач уже выбрал свою профессию (лечить детей от кори и т.п.), а корью в детстве не болел. Что делать?
#9
Отправлено 07 August 2015 - 08:19 PM
Veronika Denisova (07 August 2015 - 02:40 PM) писал:
У меня есть возможность сопоставить как у нас, и как у них, по роду деятельности руковожу именно подобным проектом в Европе.
С уважением.
#10
Отправлено 18 August 2015 - 05:16 PM
Здравствуйте коллеги!
?мея обширный опыт внедрения проектов на предприятиях разных форм деятельности, а так же наблюдая, как внедряется Бережливое производство на наших предприятиях, должен отметить, что реального успеха в реализации концепции и развертывания производственной системы на предприятии без наличия своего опыта, крайне сложно будет добиться устойчивого успеха. Почему?
Можно много красиво рассказывать на семинарах, приводить учебные модели потерь и мероприятий по их устранению, первое с чем вы столкнетесь, это будет явный или скрытый вопрос к консультанту: - "А ты сам, своими руками что нибудь из того, что рассказываешь реализовал? Нет? А... ты только теоретик? ну-ну... видали мы таких. Толпами ходят консультанты, на какой завод бы влезть и урвать копейку..."
Ну и так далее.
Выступая на разных конференциях и слушая других докладчиков заметил, что при рассказе теории народ в зале скучает, а если начинаешь показывать реальные примеры реализации и фотографиями и цифрами... вот тут начинается.
Можно много спорить и доказывать свою правоту. У каждого свой опыт. Хочу заметить, что дело еще и в том, что каждый завод это уникальная система взаимоотношений, сложившееся годами. ? даже заводы стоящие рядом имеют разную культуру. То что вы с легкостью внедрите на одном заводе, с трудом пройдет на соседнем.
Во главе стоит человек и психология взаимоотношений. Без учета этого, внедрение палкой и силой обречено на провал.
Облегчение работы простого специалиста, оператора. После этого повышение эффективности процессов, когда в вас люди ПОВЕРЯТ!
? будет вам счастье.
С уважением
А.П.
?мея обширный опыт внедрения проектов на предприятиях разных форм деятельности, а так же наблюдая, как внедряется Бережливое производство на наших предприятиях, должен отметить, что реального успеха в реализации концепции и развертывания производственной системы на предприятии без наличия своего опыта, крайне сложно будет добиться устойчивого успеха. Почему?
Можно много красиво рассказывать на семинарах, приводить учебные модели потерь и мероприятий по их устранению, первое с чем вы столкнетесь, это будет явный или скрытый вопрос к консультанту: - "А ты сам, своими руками что нибудь из того, что рассказываешь реализовал? Нет? А... ты только теоретик? ну-ну... видали мы таких. Толпами ходят консультанты, на какой завод бы влезть и урвать копейку..."
Ну и так далее.
Выступая на разных конференциях и слушая других докладчиков заметил, что при рассказе теории народ в зале скучает, а если начинаешь показывать реальные примеры реализации и фотографиями и цифрами... вот тут начинается.
Можно много спорить и доказывать свою правоту. У каждого свой опыт. Хочу заметить, что дело еще и в том, что каждый завод это уникальная система взаимоотношений, сложившееся годами. ? даже заводы стоящие рядом имеют разную культуру. То что вы с легкостью внедрите на одном заводе, с трудом пройдет на соседнем.
Во главе стоит человек и психология взаимоотношений. Без учета этого, внедрение палкой и силой обречено на провал.
Облегчение работы простого специалиста, оператора. После этого повышение эффективности процессов, когда в вас люди ПОВЕРЯТ!
? будет вам счастье.
С уважением
А.П.
2 человек читают эту тему
0 пользователей, 2 гостей, 0 скрытых пользователей