Добро пожаловать в Сообщество производственных менеджеров
![]() |
Добро пожаловать в Сообщество производственных менеджеров, промышленный форум номер один в России и СНГ. Регистрация открыта для всех, поэтому зарегистрируйтесь и принимайте участие в дискуссиях прямо сейчас! Вход Регистрация |


35 сообщений в этой теме
#1
Отправлено 21 June 2012 - 07:49 PM
В России с разных трибун и в СМ�? много говорят про модернизацию, и практически ничего - про инжиниринг. Читаешь зарубежные СМ�? - там модернизация без инжиниринга почти не упоминается. �? большая часть компаний на тех рынках уже давно не торгует просто железом, а продает свои инжиниринговые услуги и свое и/или чужое оборудование в одном пакете.
Пару месяцев назад мы проводили обзвон инжиниринговых компаний, была задумка провести очередной рейтинг "�?нжиниринг в России". �?нтересный результат получился - из 395 компаний, в названии которых стоит слово "инжиниринг", или регистрирующихся на соответствующих сайтах, 78 (!) % сразу честно заявили, что они НЕ инжиниринговые, а просто продают железо. Некоторые из них думают в будущем заняться и оказанием инжиниринговых услуг.
А те, кто считает себя инжиниринговыми, в основном работают в строительстве и электроэнергетике, или являются внутренними инжиниринговыми структурами крупных холдингов (эти на внешнем рынке не работают, и без этого загружены на 100%).
Как то не верится, что все на самом деле так печально, что до сих пор нет спроса на инжиниринговые услуги, и рынок в зачаточном состоянии, и перспективы туманны.
В новостях ежедневно открытие новых производств, или модернизация и техперевооружение действующих, кто-то же реализует эти проекты. Оборонка финансируется все более масштабно, и там сплошные разговоры про модернизацию.
Так есть ли инжиниринг в России? �? что его ждет в будущем?
Пару месяцев назад мы проводили обзвон инжиниринговых компаний, была задумка провести очередной рейтинг "�?нжиниринг в России". �?нтересный результат получился - из 395 компаний, в названии которых стоит слово "инжиниринг", или регистрирующихся на соответствующих сайтах, 78 (!) % сразу честно заявили, что они НЕ инжиниринговые, а просто продают железо. Некоторые из них думают в будущем заняться и оказанием инжиниринговых услуг.
А те, кто считает себя инжиниринговыми, в основном работают в строительстве и электроэнергетике, или являются внутренними инжиниринговыми структурами крупных холдингов (эти на внешнем рынке не работают, и без этого загружены на 100%).
Как то не верится, что все на самом деле так печально, что до сих пор нет спроса на инжиниринговые услуги, и рынок в зачаточном состоянии, и перспективы туманны.
В новостях ежедневно открытие новых производств, или модернизация и техперевооружение действующих, кто-то же реализует эти проекты. Оборонка финансируется все более масштабно, и там сплошные разговоры про модернизацию.
Так есть ли инжиниринг в России? �? что его ждет в будущем?
#2
Отправлено 22 June 2012 - 10:04 AM
Однозначно - есть! Другой вопрос - в какой стадии развития. Если не затрагивать системы маркетинга и менеджмента, которые в большинстве случаев работают ещё по советским шаблонам, а рассмотреть конкретно производственную систему (здесь и далее - я обычно говорю о машиностроительных производствах) - то многие технологические вопросы решаются через консультации/советы знакомых/полузнакомых инженеров, через разовые обращения к услугам (как правило знакомых) конструкторов и технологов, знаю так как сам сталкивался, так например одно время я разрабатывал конструкторскую документацию для небольшой организации выпускающей различные металлоконструкии - конечно в её штате я не числился, и договоров они со мной не заключали, своих конструкторов у них не было, а нашлись через знакомых-знакомых- ...... - знакомых ))) это конечно не инжиниринг в том виде в каком мы сейчас его представляем, но суть именно такая - разовые/периодические услуги инженера со стороны. так вот - спрос на инжиниринг - есть! Дело в том что нет (пока нет) грамотно сформированного предложения на рынке... "Купите у нас станок, а мы вам под него оснастку подберём и программ парочку напишем" - это не инжиниринг, это продажа станка, и никак иначе )))
А вот - выполнить проектирование изделия/узла/детали начиная с эскиза и до комплекта КД, выполнить компьютерную трёхмерную модель, приложить к ней нагрузки и оптимизировать конструкцию (исходя из анализа работы под нагрузками), разработать тех. процесс изготовления с подбором оборудования (или с привязкой к существующему парку), оснастки, инструмента, написанием программ для чпу, да заранее её обкатать и пронормировать, и изготовить первый образец, и отдать клиенту готовую и оптимизированную технологию с подробностями вплоть до "в какой руке контролер должен держать какой штангенциркуль )))", да с полной калькуляцией затрат и указанием себестоимости, да ещё и проконтролировать внедрение этой технологии - вот этот комплекс мало кто делает. Хотя многие предприятия, в первую очередь малые, да и средние - очень нуждаются в таких услугах, они по причине своей "малости" не могут себе позволить держать полноценный штат конструкторов и технологов, да чтоб они и моделировать умели, и программировать чпу, и в рынке оснастки и инструмента хорошо ориентировались и режимы на всё могли подобрать и т.д. - там как правило есть два-три "универсальных конструкторо-технолога" которые всегда загружены на 200%. На мой взгляд - проблема в том, что руководители таких предприятий просто не знают о том что можно получить весь комплекс услуг, который я описал выше.. "а что, так можно?! и всю технологию спроектируют? и отладят всё?!".
А вот - выполнить проектирование изделия/узла/детали начиная с эскиза и до комплекта КД, выполнить компьютерную трёхмерную модель, приложить к ней нагрузки и оптимизировать конструкцию (исходя из анализа работы под нагрузками), разработать тех. процесс изготовления с подбором оборудования (или с привязкой к существующему парку), оснастки, инструмента, написанием программ для чпу, да заранее её обкатать и пронормировать, и изготовить первый образец, и отдать клиенту готовую и оптимизированную технологию с подробностями вплоть до "в какой руке контролер должен держать какой штангенциркуль )))", да с полной калькуляцией затрат и указанием себестоимости, да ещё и проконтролировать внедрение этой технологии - вот этот комплекс мало кто делает. Хотя многие предприятия, в первую очередь малые, да и средние - очень нуждаются в таких услугах, они по причине своей "малости" не могут себе позволить держать полноценный штат конструкторов и технологов, да чтоб они и моделировать умели, и программировать чпу, и в рынке оснастки и инструмента хорошо ориентировались и режимы на всё могли подобрать и т.д. - там как правило есть два-три "универсальных конструкторо-технолога" которые всегда загружены на 200%. На мой взгляд - проблема в том, что руководители таких предприятий просто не знают о том что можно получить весь комплекс услуг, который я описал выше.. "а что, так можно?! и всю технологию спроектируют? и отладят всё?!".
#3
Отправлено 22 June 2012 - 11:23 AM
В той же Германии огромное количество средних и малых промышленных компаний, которым, так же, как и нашим, многих специалистов держать в штате нет смысла. �? у них масса инжиниринговых компаний разного размера, к которым производственники и обращаются по мере необходимости. У них они и называются инжиниринговыми, и являются ими на самом деле - с учетом того, что рынок инжиниринговых услуг существует давно, и у клиентов, и у исполнителей давно есть понимание, что это за услуги, и что будет в результате.
Как говорил один знакомый немец - "главное различие между нашим и вашим клиентом - наш точно знает, что хочет, и сразу приходит ко мне с ТЗ".
Про крупных немецких заказчиков и говорить особо нет смысла, они могут себе позволить быть еще более подкованными, чем средний и малый бизнес.
Вот это понимание рынка инжиниринговых услуг я и имею в виду.
Как говорил один знакомый немец - "главное различие между нашим и вашим клиентом - наш точно знает, что хочет, и сразу приходит ко мне с ТЗ".
Про крупных немецких заказчиков и говорить особо нет смысла, они могут себе позволить быть еще более подкованными, чем средний и малый бизнес.
Вот это понимание рынка инжиниринговых услуг я и имею в виду.
#4
Отправлено 21 September 2012 - 09:56 AM
Хочу поделиться одним наблюдением, которое конечно не есть статистика, но всё же... Мы здесь ведём речь о инжиниринге, о современных методах организации производства, а при этом очень и весьма востребованной услугой в настоящее время является... выполнение чертежей, каково? Причём сознательно говорю не "разработка" а именно "выполнение", т.е. выполнение чертежа в электронном виде с бумажного образца. Как я могу это обяснить?
В последние десять-пятнадцать лет более чем серьёзно изменились условия, в которых приходится работать производственным предприятиям, главное условие, к которому хочешь - не хочешь, а приходится привыкать - это работа в условиях жёсткой конкуренции, и теперь помимо таких безусловных факторов успеха как качество и стоимость товара важную роль играет скорость вывода товара на рынок. Кокуренция огромная, чуть промедлил - и кто-то уже выпустил на рынок товар, который какое-то предприятие ещё только разрабатывает. Как этот фактор влияет на производственные процессы? Всё делается на бегу, возникла задача/проблема - собрались конструктор/технолог/директор поломали головы, нашли решение, тут же набросали на бумаге - и айда его в цех, потому что самый популярный диалог на производстве - "- а когда это нужно? - вчера!". В этом плохого ничего конечно нет, наоборот, честь и хвала тем специалистам которые могут грамотно и оперативно решить возникшие вопросы. Проблема в том, что на надлежащее оформление и утверждение КД и ТД просто нет времени - "делай пока так, по эскизу, а документацию оформим как время будет...". Времени, как правило, нет.
Вот и делают - по эскизам от руки на А4, по чертежам с опять же поправками и дорисовками от руки. �? совершенно закономерно, что такая "эксклюзивная" техдокументация имеет свойство "потеряться" в самый неудобный момент (удобных-то просто не бывает), а результат - задержки и простои. Тем более досадно бывает, когда перебои в производстве вызваны не производственными проблемами - поломкой оборудования, срывом поставок сырья и т.д., а банальным отсутсвием техдокументации.
Ещё один важный, на мой взгляд, момент - это необходимость перевода огромных архивов бумажных чертежей в электронную форму. Предприятия стремительно перешли на использвание современных средств управления жизненным циклом продукции, компьютерных систем проектирования, и, соответственно, необходимо всю имеющуюся техдокументацию представить в электронной форме. Сама по себе это операция конечно не сложная - перевести чертёж с бумаги в электронный вид, но вот обёмы такой работы - просто ужасают (кто хоть раз копался в архивах конструкторского бюро какого-либо среднего предприятия - тот меня поймёт ).
Однако, делать эту работу нужно, и от этого никуда не деться. Потому выходим из интернета, и дружно открываем автокад/компас/солид/юнигра...... ))) Всем удачного дня )
В последние десять-пятнадцать лет более чем серьёзно изменились условия, в которых приходится работать производственным предприятиям, главное условие, к которому хочешь - не хочешь, а приходится привыкать - это работа в условиях жёсткой конкуренции, и теперь помимо таких безусловных факторов успеха как качество и стоимость товара важную роль играет скорость вывода товара на рынок. Кокуренция огромная, чуть промедлил - и кто-то уже выпустил на рынок товар, который какое-то предприятие ещё только разрабатывает. Как этот фактор влияет на производственные процессы? Всё делается на бегу, возникла задача/проблема - собрались конструктор/технолог/директор поломали головы, нашли решение, тут же набросали на бумаге - и айда его в цех, потому что самый популярный диалог на производстве - "- а когда это нужно? - вчера!". В этом плохого ничего конечно нет, наоборот, честь и хвала тем специалистам которые могут грамотно и оперативно решить возникшие вопросы. Проблема в том, что на надлежащее оформление и утверждение КД и ТД просто нет времени - "делай пока так, по эскизу, а документацию оформим как время будет...". Времени, как правило, нет.
Вот и делают - по эскизам от руки на А4, по чертежам с опять же поправками и дорисовками от руки. �? совершенно закономерно, что такая "эксклюзивная" техдокументация имеет свойство "потеряться" в самый неудобный момент (удобных-то просто не бывает), а результат - задержки и простои. Тем более досадно бывает, когда перебои в производстве вызваны не производственными проблемами - поломкой оборудования, срывом поставок сырья и т.д., а банальным отсутсвием техдокументации.
Ещё один важный, на мой взгляд, момент - это необходимость перевода огромных архивов бумажных чертежей в электронную форму. Предприятия стремительно перешли на использвание современных средств управления жизненным циклом продукции, компьютерных систем проектирования, и, соответственно, необходимо всю имеющуюся техдокументацию представить в электронной форме. Сама по себе это операция конечно не сложная - перевести чертёж с бумаги в электронный вид, но вот обёмы такой работы - просто ужасают (кто хоть раз копался в архивах конструкторского бюро какого-либо среднего предприятия - тот меня поймёт ).
Однако, делать эту работу нужно, и от этого никуда не деться. Потому выходим из интернета, и дружно открываем автокад/компас/солид/юнигра...... ))) Всем удачного дня )
#5
Отправлено 26 September 2012 - 06:46 PM
Сегодня в Общественной палате РФ по инициативе Подкомиссии дистрибьюторов станкоинструментальной отрасли при Комиссии по развитию конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса Союза машиностроителей России и Рабочей группы Общественной палаты РФ по вопросам энергообеспечения, энергоэффективности, энергосбережения состоялся круглый стол на тему «�?нжиниринг в машиностроении: перспективы развития».
Об ограничениях на поставку импортного оборудования металлообрабатывающего оборудования для государственных нужд и их влияние на инжиниринг в машиностроении в рамках постановления Правительства РФ № 56 рассказал проректор по развитию МГТУ «СТАНК�?Н» Александр Андреев. «Сегодня любой государственный заказчик, то есть машиностроительное предприятие, которое финансирует свою модернизацию из федерального бюджета, обязан проходить экспертизу на предмет наличия производства того оборудования, которое он планирует поставить у себя на модернизированной мощности, производства в РФ. Закупка оборудования, которое не получило это заключение, является прямым нарушением постановления Правительства. На сегодня уже механизм применения 56 постановления на уровне госзаказчиков отработан, поэтому такой проблемы уже не возникает», - сообщил он. Тем не менее, по его словам, существует ряд проблем, вызванных этим постановлением. Прежде всего, речь идет о сроках и стоимости поставки оборудования. Нередко выдается запрет на закупку иностранного станка, который уже есть на складе в России, а отечественный производитель его может сделать только через 13 – 18 месяцев.
Об ограничениях на поставку импортного оборудования металлообрабатывающего оборудования для государственных нужд и их влияние на инжиниринг в машиностроении в рамках постановления Правительства РФ № 56 рассказал проректор по развитию МГТУ «СТАНК�?Н» Александр Андреев. «Сегодня любой государственный заказчик, то есть машиностроительное предприятие, которое финансирует свою модернизацию из федерального бюджета, обязан проходить экспертизу на предмет наличия производства того оборудования, которое он планирует поставить у себя на модернизированной мощности, производства в РФ. Закупка оборудования, которое не получило это заключение, является прямым нарушением постановления Правительства. На сегодня уже механизм применения 56 постановления на уровне госзаказчиков отработан, поэтому такой проблемы уже не возникает», - сообщил он. Тем не менее, по его словам, существует ряд проблем, вызванных этим постановлением. Прежде всего, речь идет о сроках и стоимости поставки оборудования. Нередко выдается запрет на закупку иностранного станка, который уже есть на складе в России, а отечественный производитель его может сделать только через 13 – 18 месяцев.
#6
Отправлено 26 September 2012 - 06:50 PM
Еще оттуда же:
"сегодня в России среди промышленников возникла путаница с пониманием основной функции инжиниринга. Ни для кого не секрет, что сегодня дистрибьюторы уже не только занимаются поставкой оборудования и инструмента, в том числе мы присутствуем и на рынке инжиниринговых услуг. �? сегодня можно говорить о том, что, в принципе, дистрибьюторы являются основоположниками и драйверами развития инжиниринга в России».
"недавний анализ эффективности предприятий ОПК показал, что состояние технологического уровня примерно на 25% требованиям, предъявляемым к выпуску новой продукции."
«Мы должны одновременно, начиная с проектирования изделия, озаботится созданием технологий производства этого изделия и того оборудования, на котором это изделие должно производиться. Совершенно очевидно, что синергия может быть только на таком пути: от новых продуктов, новых технологий к новому оборудованию, новому производству. Мы сейчас постоянно сталкиваемся, находясь в структуре госкорпорации «Ростехнологии», что никаких технологий нет, происходит закупка, часто бессистемная, а затем собираются разрабатывать технологии, под то, что уже купили. Чтобы как-то преодолеть эту ситуацию, хотя бы в рамках корпорации «Ростехнологии», в начале этого года был создан специализированный холдинг «РТ-станкоинструмент», в который вошли практически все научные активы в этой области»
"сегодня в России среди промышленников возникла путаница с пониманием основной функции инжиниринга. Ни для кого не секрет, что сегодня дистрибьюторы уже не только занимаются поставкой оборудования и инструмента, в том числе мы присутствуем и на рынке инжиниринговых услуг. �? сегодня можно говорить о том, что, в принципе, дистрибьюторы являются основоположниками и драйверами развития инжиниринга в России».
"недавний анализ эффективности предприятий ОПК показал, что состояние технологического уровня примерно на 25% требованиям, предъявляемым к выпуску новой продукции."
«Мы должны одновременно, начиная с проектирования изделия, озаботится созданием технологий производства этого изделия и того оборудования, на котором это изделие должно производиться. Совершенно очевидно, что синергия может быть только на таком пути: от новых продуктов, новых технологий к новому оборудованию, новому производству. Мы сейчас постоянно сталкиваемся, находясь в структуре госкорпорации «Ростехнологии», что никаких технологий нет, происходит закупка, часто бессистемная, а затем собираются разрабатывать технологии, под то, что уже купили. Чтобы как-то преодолеть эту ситуацию, хотя бы в рамках корпорации «Ростехнологии», в начале этого года был создан специализированный холдинг «РТ-станкоинструмент», в который вошли практически все научные активы в этой области»
#7
Отправлено 25 April 2013 - 12:41 PM
Нашел у себя в архиве - РАЗВ�?Т�?Е СОВРЕМЕННЫХ �?НЖ�?Н�?Р�?НГОВЫХ ЦЕНТРОВ В РОСС�?�?
На площадке «�?ННОПРОМ-2012» состоялся круглый стол «Современные инжиниринговые центры в России», организованный в рамках проекта «Промышленный и технологический форсайт Российской Федерации» при поддержке Минпромторга России. В мероприятии приняли участие заместитель Министра промышленности и торговли РФ Георгий Каламанов, директор Департамента стратегического развития Минпромторга России Николай Кутеев, директор Департамента инновационного развития Минэкономразвития России Артем Шадрин а также ряд представителей промышленных компаний и экспертного сообщества.
В рамках Круглого стола обсуждались вопросы развития современных инжиниринговых центров, их функций, требований и ресурсов для создания.В ходе дискуссии Николай Кутеев отметил, что «актуальность обсуждения данной тематики обусловлена тем, что в настоящее время большинство российских компаний осуществляют технологическое обновление инжинирингового процесса, однако для формирования современных инжиниринговых центров требуется внедрение новых компетенций, новых представлений о системной инженерии, а также реструктуризация всех бизнес-процессов».
По мнению директора Департамента стратегического развития, анализ, проведенный в рамках проекта «Промышленный и технологический форсайт Российской Федерации», по выявлению успешно функционирующих компаний, ведущих свою деятельность в формате инжиниринговых центров, показал их готовность выстраивать все более тесную коммуникацию с промышленными предприятиями: «Компании могут переориентировать зарубежные технологии, наработанные с иностранными партнерами, на наши реалии».
Директор фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Владимир Княгинин – ведущий круглого стола, в ходе обсуждения сообщил: «Рынок инжиниринга и большинство инжиниринговых компаний находятся в переходном состоянии, а именно: активно осваивается современный инструментарий, развивается компьютерный инжиниринг на базе импорта наиболее передовых версий специализированного Software. В этом процессе значительная часть инжиниринговых компаний России ни по программному, ни по техническому обеспечению не уступают зарубежным компаниям.
Как отметил один из экспертов, в ближайшие 5-10 лет будет идти диверсификация рынка инжиниринга. Главным дефицитом является организованный процесс проектирования продукта и поиск новых идей для компьютерного инжиниринга.
В настоящее время Минпромторг России совместно с Минэконмразвития России готовит ряд системных предложений в данном направлении с учетом поручения Аппарата Правительства Российской Федерации.
На площадке «�?ННОПРОМ-2012» состоялся круглый стол «Современные инжиниринговые центры в России», организованный в рамках проекта «Промышленный и технологический форсайт Российской Федерации» при поддержке Минпромторга России. В мероприятии приняли участие заместитель Министра промышленности и торговли РФ Георгий Каламанов, директор Департамента стратегического развития Минпромторга России Николай Кутеев, директор Департамента инновационного развития Минэкономразвития России Артем Шадрин а также ряд представителей промышленных компаний и экспертного сообщества.
В рамках Круглого стола обсуждались вопросы развития современных инжиниринговых центров, их функций, требований и ресурсов для создания.В ходе дискуссии Николай Кутеев отметил, что «актуальность обсуждения данной тематики обусловлена тем, что в настоящее время большинство российских компаний осуществляют технологическое обновление инжинирингового процесса, однако для формирования современных инжиниринговых центров требуется внедрение новых компетенций, новых представлений о системной инженерии, а также реструктуризация всех бизнес-процессов».
По мнению директора Департамента стратегического развития, анализ, проведенный в рамках проекта «Промышленный и технологический форсайт Российской Федерации», по выявлению успешно функционирующих компаний, ведущих свою деятельность в формате инжиниринговых центров, показал их готовность выстраивать все более тесную коммуникацию с промышленными предприятиями: «Компании могут переориентировать зарубежные технологии, наработанные с иностранными партнерами, на наши реалии».
Директор фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Владимир Княгинин – ведущий круглого стола, в ходе обсуждения сообщил: «Рынок инжиниринга и большинство инжиниринговых компаний находятся в переходном состоянии, а именно: активно осваивается современный инструментарий, развивается компьютерный инжиниринг на базе импорта наиболее передовых версий специализированного Software. В этом процессе значительная часть инжиниринговых компаний России ни по программному, ни по техническому обеспечению не уступают зарубежным компаниям.
Как отметил один из экспертов, в ближайшие 5-10 лет будет идти диверсификация рынка инжиниринга. Главным дефицитом является организованный процесс проектирования продукта и поиск новых идей для компьютерного инжиниринга.
В настоящее время Минпромторг России совместно с Минэконмразвития России готовит ряд системных предложений в данном направлении с учетом поручения Аппарата Правительства Российской Федерации.
#8
Отправлено 25 April 2013 - 12:45 PM
Вот еще интересная инфо - ОАО «Сбербанк России» в ноябре 2012 года проведен квалификационный отбор организаций для оказания услуг по подготовке строительно-технической/технологической экспертизы/мониторингу �?нвестиционного проекта. По итогам отбора сформированы Реестры �?нжиниринговых компаний с учетом распределения по объемам инвестиционного бюджета (КРУПНЫЕ (с бюджетом свыше 3 млрд.руб.)/НЕКРУПНЫЕ) и отраслевой принадлежности рассматриваемого проекта - http://www.sbrf.ru/m.../engineering_c/
#9
Отправлено 25 April 2013 - 12:48 PM
Вот еще - Сбербанк проводит отбор �?нжиниринговых компаний, оказывающих инженерно-консультационные, экспертные услуги при реализации �?нвестиционных проектов.
Несмотря на то, что Дирекция инжиниринговых услуг самостоятельно оказывает инжиниринговые услуги ОАО «Сбербанк России» (далее – Банк) в целях оказания услуг Клиентам Банка также проводит квалификационный отбор организаций для оказания услуг по подготовке строительно-технической/технологической экспертизы/мониторингу �?нвестиционного проекта для включения компаний в Реестр �?нжиниринговых компаний, оказывающих инженерно-консультационные, экспертные услуги при реализации �?нвестиционных проектов. Целью данного отбора является всесторонняя проверка компаний и рекомендация Клиентам лучших участников рынка инжиниринговых услуг.
Несмотря на то, что Дирекция инжиниринговых услуг самостоятельно оказывает инжиниринговые услуги ОАО «Сбербанк России» (далее – Банк) в целях оказания услуг Клиентам Банка также проводит квалификационный отбор организаций для оказания услуг по подготовке строительно-технической/технологической экспертизы/мониторингу �?нвестиционного проекта для включения компаний в Реестр �?нжиниринговых компаний, оказывающих инженерно-консультационные, экспертные услуги при реализации �?нвестиционных проектов. Целью данного отбора является всесторонняя проверка компаний и рекомендация Клиентам лучших участников рынка инжиниринговых услуг.
#10 Guest_Сергей �?ванов_*
Отправлено 21 October 2013 - 02:39 PM
Здравствуйте!
У нас под инжинирингом почему-то понимают преимущественно строительство и проектирование строительных объектов.
У нас под инжинирингом почему-то понимают преимущественно строительство и проектирование строительных объектов.
2 человек читают эту тему
0 пользователей, 2 гостей, 0 скрытых пользователей