Добро пожаловать в Сообщество производственных менеджеров
![]() |
Добро пожаловать в Сообщество производственных менеджеров, промышленный форум номер один в России и СНГ. Регистрация открыта для всех, поэтому зарегистрируйтесь и принимайте участие в дискуссиях прямо сейчас! Вход Регистрация |


Кайдзен и рацпредложения: примеры из жизни
Автор: Сергей Жишкевич, Mar 14 2018 02:04 PM
кайдзен рацпредложения
518 сообщений в этой теме
#511
Отправлено 23 May 2025 - 11:54 AM
#химическая промышленность
Без шума и тумана: Фабрика идей "Азота"
Один из самых распространённых неблагоприятных факторов производственной среды – шум. Исследования показывают, что его повышенный уровень увеличивает показатели стресса, снижает концентрацию внимания, негативно отражается на производительности труда, вызывает преждевременное утомление и в целом вызывает рост общей и профессиональной заболеваемости.
Противошумные наушники и ушные вкладыши, конечно, помогают эффективно защитить органы слуха. Но ещё ценнее избавиться от корневой причины - источника шума. Такими «громкими соседями» для персонала цеха анона-3 производства капролактама, работающего в корпусах 2006 и 2005, до недавнего времени были трубы сброса парового конденсата.
– В ректификационной колонне под воздействием пара температурой 240 ⁰С и давления 13 атмосфер получают циклогексан. Процесс происходит за счёт разделения реакционной жидкости (питания колонны) путём подачи пара в испаритель. Пар отдаёт тепло и частично превращается в конденсат, который отводится из колонны в коллектор. В рабочем режиме проблем с шумом не было. Громкий звук возникал, когда в процессе подготовки к ремонту или ревизии, мы отсекали коллектор от основной системы. Так мы не останавливали технологический процесс, но при этом сбрасывали паровой конденсат в атмосферу. Аппаратчик перекрывал задвижку и начинался сильный шум. Зимой ситуация осложнялась ещё и тем, что между корпусами практически до нуля снижалась видимость: пар превращался в густой туман, – комментирует Дмитрий Лазарев, мастер сменный дистанционного пульта управления цеха анона-3.
Решением стал глушитель, который представляет собой трубу большего диаметра, приваренную сверху к концу сбросной паровой трубы. С точки зрения физики две трубы представляют собой акустический фильтр. Звуковая волна гасится за счёт снижения давления и скорости выходящего пара до величины меньше скорости звука.
Сначала идея была реализована на одной из сбросных труб. Теперь такие акустические фильтры установлены на всех 15 трубах отделения ректификации. Шум перестал быть визитной карточкой предстоящих ремонтов коллекторов.
Благодарим службу по коммуникациям КАО «Азот» за предоставление данного материала.
Без шума и тумана: Фабрика идей "Азота"
Один из самых распространённых неблагоприятных факторов производственной среды – шум. Исследования показывают, что его повышенный уровень увеличивает показатели стресса, снижает концентрацию внимания, негативно отражается на производительности труда, вызывает преждевременное утомление и в целом вызывает рост общей и профессиональной заболеваемости.
Противошумные наушники и ушные вкладыши, конечно, помогают эффективно защитить органы слуха. Но ещё ценнее избавиться от корневой причины - источника шума. Такими «громкими соседями» для персонала цеха анона-3 производства капролактама, работающего в корпусах 2006 и 2005, до недавнего времени были трубы сброса парового конденсата.
– В ректификационной колонне под воздействием пара температурой 240 ⁰С и давления 13 атмосфер получают циклогексан. Процесс происходит за счёт разделения реакционной жидкости (питания колонны) путём подачи пара в испаритель. Пар отдаёт тепло и частично превращается в конденсат, который отводится из колонны в коллектор. В рабочем режиме проблем с шумом не было. Громкий звук возникал, когда в процессе подготовки к ремонту или ревизии, мы отсекали коллектор от основной системы. Так мы не останавливали технологический процесс, но при этом сбрасывали паровой конденсат в атмосферу. Аппаратчик перекрывал задвижку и начинался сильный шум. Зимой ситуация осложнялась ещё и тем, что между корпусами практически до нуля снижалась видимость: пар превращался в густой туман, – комментирует Дмитрий Лазарев, мастер сменный дистанционного пульта управления цеха анона-3.
Решением стал глушитель, который представляет собой трубу большего диаметра, приваренную сверху к концу сбросной паровой трубы. С точки зрения физики две трубы представляют собой акустический фильтр. Звуковая волна гасится за счёт снижения давления и скорости выходящего пара до величины меньше скорости звука.
Сначала идея была реализована на одной из сбросных труб. Теперь такие акустические фильтры установлены на всех 15 трубах отделения ректификации. Шум перестал быть визитной карточкой предстоящих ремонтов коллекторов.
Благодарим службу по коммуникациям КАО «Азот» за предоставление данного материала.
#512
Отправлено 23 May 2025 - 12:04 PM
#машиностроение
С калибр-кольцом диаметр свёрл замерять можно быстрее.
На ремонтно-инструментальном заводе КАМАЗа подвели итоги конкурса «Лидер PSK» за I квартал 2025 года. Вот перечень наиболее заметных улучшений: отгорожен кран на полу, починен пневмогайковёрт, изготовлено калибр-кольцо для контроля замера диаметра свёрл и отшлифована разметочная плита.
Заместитель начальника по технической части ИЦ-1 Ильнур Азданов победил в номинации «Исполнение заказа», выдвинув идею изготовить калибр-кольцо для контроля замера диаметра свёрл (на фото). Время проведения этой операции заметно сократилось.
На заточном участке № 1 ИЦ-3 на полу есть кран, подающий воду в моечно-сушильную машину. Мастер ИЦ-3 Наталья Колесникова обратила внимание на опасность споткнуться о него и упасть, ударившись об углы комнаты мастера. Она предложила сделать металлическую защиту крана, изготовить и установить ограждение, покрасить всё в жёлто-чёрный цвет. Идея признана лучшей в номинации «Безопасность».
Во время восстановительного ремонта вибраторов для литейного завода сломался пусковой курок импортного пневмогайковёрта. Мастер ИО-6 Дилара Гарифуллина предложила доработать винт М6х50 по эскизу с подбором из похожих списанных изделий, переделать и восстановить пусковой курок, довести до рабочего состояния, а затем установить шайбы, заменить штифт. Её инициатива стала лучшей в номинации «Качество».
В КПК-1 кузнечного завода пришла в негодность разметочная плита. В ремонтно-механическом цехе КЗ плиту отшлифовали на строгальном станке, устранили забоины, царапины и коррозию, и новую покупать не потребовалось. Предложение принесло ведущему инженеру ИО-7 Мадине Атнагуловой победу в направлении «Затраты».
Текст: Кирилл Свиридов. Благодарим редакцию газеты "Вести КАМАЗа" за предоставление данного материала.
С калибр-кольцом диаметр свёрл замерять можно быстрее.
На ремонтно-инструментальном заводе КАМАЗа подвели итоги конкурса «Лидер PSK» за I квартал 2025 года. Вот перечень наиболее заметных улучшений: отгорожен кран на полу, починен пневмогайковёрт, изготовлено калибр-кольцо для контроля замера диаметра свёрл и отшлифована разметочная плита.
Заместитель начальника по технической части ИЦ-1 Ильнур Азданов победил в номинации «Исполнение заказа», выдвинув идею изготовить калибр-кольцо для контроля замера диаметра свёрл (на фото). Время проведения этой операции заметно сократилось.
На заточном участке № 1 ИЦ-3 на полу есть кран, подающий воду в моечно-сушильную машину. Мастер ИЦ-3 Наталья Колесникова обратила внимание на опасность споткнуться о него и упасть, ударившись об углы комнаты мастера. Она предложила сделать металлическую защиту крана, изготовить и установить ограждение, покрасить всё в жёлто-чёрный цвет. Идея признана лучшей в номинации «Безопасность».
Во время восстановительного ремонта вибраторов для литейного завода сломался пусковой курок импортного пневмогайковёрта. Мастер ИО-6 Дилара Гарифуллина предложила доработать винт М6х50 по эскизу с подбором из похожих списанных изделий, переделать и восстановить пусковой курок, довести до рабочего состояния, а затем установить шайбы, заменить штифт. Её инициатива стала лучшей в номинации «Качество».
В КПК-1 кузнечного завода пришла в негодность разметочная плита. В ремонтно-механическом цехе КЗ плиту отшлифовали на строгальном станке, устранили забоины, царапины и коррозию, и новую покупать не потребовалось. Предложение принесло ведущему инженеру ИО-7 Мадине Атнагуловой победу в направлении «Затраты».
Текст: Кирилл Свиридов. Благодарим редакцию газеты "Вести КАМАЗа" за предоставление данного материала.
#513
Отправлено 30 May 2025 - 10:59 AM
#металлургия
Мастер по ремонту оборудования медеплавильного цеха СУМЗа Николай Денисов предложил лучшую «Идею месяца».
Он придумал, как заменить подшипник на приводном барабане дозатора за три часа. Раньше на это уходила целая рабочая смена.
Николай предложил сделать раму, где находится корпус подшипника, съемной. Чтобы заменить подшипник, теперь не нужно разбирать всю конструкцию, демонтировать редуктор и барабан.
Мастер по ремонту оборудования медеплавильного цеха СУМЗа Николай Денисов предложил лучшую «Идею месяца».
Он придумал, как заменить подшипник на приводном барабане дозатора за три часа. Раньше на это уходила целая рабочая смена.
Николай предложил сделать раму, где находится корпус подшипника, съемной. Чтобы заменить подшипник, теперь не нужно разбирать всю конструкцию, демонтировать редуктор и барабан.
#514
Отправлено 02 June 2025 - 12:03 PM
#машиностроение
Тутаевский моторный завод
Начальник лаборатории КИПиА Олег Сергеевич Гончаров внедрил кайдзен-предложение – термошкаф с прозрачной крышкой для калибровки воздушных термометров в отделе главного метролога.
Принцип работы прибора состоит в том, что в него укладывается до 12 термометров, включается нагрев до 100 градусов и происходит калибровка. Таким образом метрологи проверяют, выдерживает ли термометр точность. Раньше им приходилось тратить целый день на проверку термометров, сейчас это занимает около двух часов. Прибор не только сэкономил время, но и повысил точность калибровки.
- Ранее мы пользовались сосудом, способным проверять до 2-3 термометров, но поскольку партии приходили большие, мы затрачивали много времени на калибровку. Было неудобно, – рассказывает Олег Сергеевич. - Так возникла идея о создании термошкафа. Взяли корпус от старого прибора, добавили сетки, нагреватели, термопары, теплоизоляцию.
Тутаевский моторный завод
Начальник лаборатории КИПиА Олег Сергеевич Гончаров внедрил кайдзен-предложение – термошкаф с прозрачной крышкой для калибровки воздушных термометров в отделе главного метролога.
Принцип работы прибора состоит в том, что в него укладывается до 12 термометров, включается нагрев до 100 градусов и происходит калибровка. Таким образом метрологи проверяют, выдерживает ли термометр точность. Раньше им приходилось тратить целый день на проверку термометров, сейчас это занимает около двух часов. Прибор не только сэкономил время, но и повысил точность калибровки.
- Ранее мы пользовались сосудом, способным проверять до 2-3 термометров, но поскольку партии приходили большие, мы затрачивали много времени на калибровку. Было неудобно, – рассказывает Олег Сергеевич. - Так возникла идея о создании термошкафа. Взяли корпус от старого прибора, добавили сетки, нагреватели, термопары, теплоизоляцию.
#515
Отправлено 06 June 2025 - 10:11 AM
Ощутимое улучшение: как в АО «РЕШЕТНЁВ» оптимизировали процесс сборки антенно-фидерных систем.
Спутникостроители внедрили инновационное решение в технологию монтажа жёстких высокочастотных кабелей. Для их раскладки на антенно-фидерной системе решетнёвцы стали применять специальный шаблон сложной конфигурации. Его спроектировали, а затем изготовили при помощи 3D-печати из полимерных материалов. Благодаря использованию аддитивного метода удалось удешевить и ускорить создание оснастки, представляющей собой единую деталь.
Применение такого шаблона позволило в несколько раз минимизировать риск повреждений жёстких ВЧ-кабелей в процессе работы с ними и до 70 % снизить трудоёмкость их монтажа.
Спутникостроители внедрили инновационное решение в технологию монтажа жёстких высокочастотных кабелей. Для их раскладки на антенно-фидерной системе решетнёвцы стали применять специальный шаблон сложной конфигурации. Его спроектировали, а затем изготовили при помощи 3D-печати из полимерных материалов. Благодаря использованию аддитивного метода удалось удешевить и ускорить создание оснастки, представляющей собой единую деталь.
Применение такого шаблона позволило в несколько раз минимизировать риск повреждений жёстких ВЧ-кабелей в процессе работы с ними и до 70 % снизить трудоёмкость их монтажа.
#516
Отправлено 20 June 2025 - 01:21 PM
#химическая промышленность
Каждый работник "Азота" знает: если сталкиваешься с проблемой и есть идея, как её решить, бери смартфон или заходи в приложение «Фабрика идей» с рабочего компьютера, делись своим предложением по улучшению (ППУ).
Что могло нарушить спокойное течение работы в цехе анона-3? Представьте: насос, качающий промышленные стоки на очистные сооружения, внезапно глохнет. Причина — упал напор, двигатель остановился.
В общем, эпопея на час! Но на помощь пришло ППУ от мастера сменного Михаила Копылова, поданное в «Фабрику идей»!
Мысль проста и элегантна: параллельно основному трубопроводу после насоса добавили линию, по которой жидкость обратным ходом возвращается к насосу. По такой схеме насос не работает долго, а только до заполнения накопительного бака. Теперь, если напор падает, аппаратчик просто открывает вентиль, и система продолжает безопасно функционировать!
Результат? Вместо часа мучений — 5 минут на открытие вентиля! Что имеем в итоге?
Каждый работник "Азота" знает: если сталкиваешься с проблемой и есть идея, как её решить, бери смартфон или заходи в приложение «Фабрика идей» с рабочего компьютера, делись своим предложением по улучшению (ППУ).
Что могло нарушить спокойное течение работы в цехе анона-3? Представьте: насос, качающий промышленные стоки на очистные сооружения, внезапно глохнет. Причина — упал напор, двигатель остановился.
- Для аппаратчиков и слесарей — головная боль!
- Насос может выйти из строя.
- Необходима куча переподключений.
В общем, эпопея на час! Но на помощь пришло ППУ от мастера сменного Михаила Копылова, поданное в «Фабрику идей»!
Мысль проста и элегантна: параллельно основному трубопроводу после насоса добавили линию, по которой жидкость обратным ходом возвращается к насосу. По такой схеме насос не работает долго, а только до заполнения накопительного бака. Теперь, если напор падает, аппаратчик просто открывает вентиль, и система продолжает безопасно функционировать!
Результат? Вместо часа мучений — 5 минут на открытие вентиля! Что имеем в итоге?
- Насос под защитой.
- Работа становится легче и эффективнее.
#517
Отправлено 20 June 2025 - 01:28 PM
#металлургия
Сжать время: за эту идею электрогазосварщик ЦРМО Уральской Стали Антон Асташкин получил главную награду в конкурсе «Полезная идея» по итогам первого квартала.
Это решение он нашёл, в очередной раз ремонтируя миксерный кран в ЭСПЦ, с помощью которого в цехе перевозят многотонные ковши с жидким металлом.
На тросовом барабане крана заводом-изготовителем предусмотрен защитный кожух, и чтобы добраться до механизмов, которые он скрывает, его необходимо снять. До последнего времени для этого использовали вспомогательный тельфер, и это была хлопотная работа, которая требовала использования цепных чалок и дополнительной пары рабочих рук, на всё это уходило непозволительно много усилий и ресурсов. Чуть не половину полезного времени уходило на снятие и обратную установку кожуха. Да и неудобно было, поскольку пространство для манёвров на высоте ограничено.
Антон предложил простой выход из ситуации, суть которой состояла в идее приварить ккожуху четырёхметровую цепь, к которой теперь можно цеплять крюк для строповки. Приспособление получилось очень удачным: и время позволяет экономить, и дополнительных рабочих рук не требует. Как всякое разумное предложение, оно сослужит добрую службу и другим. Те же слесари теперь мгновенно снимают укрывающий барабан кожух для ведения регламентных работ.
Сжать время: за эту идею электрогазосварщик ЦРМО Уральской Стали Антон Асташкин получил главную награду в конкурсе «Полезная идея» по итогам первого квартала.
Это решение он нашёл, в очередной раз ремонтируя миксерный кран в ЭСПЦ, с помощью которого в цехе перевозят многотонные ковши с жидким металлом.
На тросовом барабане крана заводом-изготовителем предусмотрен защитный кожух, и чтобы добраться до механизмов, которые он скрывает, его необходимо снять. До последнего времени для этого использовали вспомогательный тельфер, и это была хлопотная работа, которая требовала использования цепных чалок и дополнительной пары рабочих рук, на всё это уходило непозволительно много усилий и ресурсов. Чуть не половину полезного времени уходило на снятие и обратную установку кожуха. Да и неудобно было, поскольку пространство для манёвров на высоте ограничено.
Антон предложил простой выход из ситуации, суть которой состояла в идее приварить ккожуху четырёхметровую цепь, к которой теперь можно цеплять крюк для строповки. Приспособление получилось очень удачным: и время позволяет экономить, и дополнительных рабочих рук не требует. Как всякое разумное предложение, оно сослужит добрую службу и другим. Те же слесари теперь мгновенно снимают укрывающий барабан кожух для ведения регламентных работ.
#518
Отправлено 20 June 2025 - 01:48 PM
Иркутский авиационный завод
Интересное кайзен-предложение применено в цехе окончательной сборки МС-21. Для установки стабилизатора на самолет используется массивная и габаритная траверса длиной более шести метров. Возле сборочной станции места для хранения такой большой оснастки нет, а потому ее размещали в другой части цеха. Каждый раз четверо такелажников перевозили ее к станции сборки с помощью мостового крана, на что уходило около получаса.
Мастер по оборудованию цеха 277 Сергей Попов придумал специальную тележку для траверсы, которая позволяет хранить ее прямо под станцией сборки. Сотрудники группы механика сварили конструкцию из профильной трубы и прикрепили к ней небольшие, но прочные поворотные колеса.
Теперь, когда требуется установить стабилизатор на самолет, два человека выкатывают траверсу из-под станции – на все уходит не больше минуты. Оригинальное, недорогое и очень полезное предложение!
Интересное кайзен-предложение применено в цехе окончательной сборки МС-21. Для установки стабилизатора на самолет используется массивная и габаритная траверса длиной более шести метров. Возле сборочной станции места для хранения такой большой оснастки нет, а потому ее размещали в другой части цеха. Каждый раз четверо такелажников перевозили ее к станции сборки с помощью мостового крана, на что уходило около получаса.
Мастер по оборудованию цеха 277 Сергей Попов придумал специальную тележку для траверсы, которая позволяет хранить ее прямо под станцией сборки. Сотрудники группы механика сварили конструкцию из профильной трубы и прикрепили к ней небольшие, но прочные поворотные колеса.
Теперь, когда требуется установить стабилизатор на самолет, два человека выкатывают траверсу из-под станции – на все уходит не больше минуты. Оригинальное, недорогое и очень полезное предложение!
#519
Отправлено 26 June 2025 - 10:03 AM
Сосногорское ЛПУМГ
Раньше вибрация “выбивала” гайки за неделю. Теперь регулятор стоит неподвижно - как часть фундамента!
Расскажем о приспособлении для крепления регулятора давления клапана СОАХ VFK50, которое уже принято к использованию.
Регулятор давления на критически важном стопорном клапане СОАХ VFK50 не имел собственной опоры. Всю нагрузку годами несли лишь тонкие подводящие трубки. При работе агрегата возникали мощные вибрации, которые приводили к серьёзным проблемам:
Рационализаторы разработали специализированную антивибрационную стойку, которая радикально меняет подход к креплению регулятора:
Регулятор стабильно работает даже при пиковых нагрузках - остановы из-за вибраций сведены к нулю, а инженерам больше не требуется постоянный контроль и подтяжка соединений.
Раньше вибрация “выбивала” гайки за неделю. Теперь регулятор стоит неподвижно - как часть фундамента!
Расскажем о приспособлении для крепления регулятора давления клапана СОАХ VFK50, которое уже принято к использованию.
Регулятор давления на критически важном стопорном клапане СОАХ VFK50 не имел собственной опоры. Всю нагрузку годами несли лишь тонкие подводящие трубки. При работе агрегата возникали мощные вибрации, которые приводили к серьёзным проблемам:
- Износ трубок из-за постоянного трения о корпус клапана;
- Самоотвинчивание резьбовых соединений на трубопроводах;
- Утечки топливного газа, создававшие риск возгорания или аварийного останова ГПА.
Рационализаторы разработали специализированную антивибрационную стойку, которая радикально меняет подход к креплению регулятора:
- Опорная стойка из швеллера №8 длиной 900 мм с монтажным листом (200×200×2 мм) жёстко фиксируется болтами к рабочей площадке.
- Между корпусом регулятора и креплением установлены маслобензостойкие резиновые прокладки (3 мм), поглощающие колебания.
- Регулятор надёжно закреплён хомутовым соединением, исключающим любое смещение даже при экстремальных нагрузках.
Регулятор стабильно работает даже при пиковых нагрузках - остановы из-за вибраций сведены к нулю, а инженерам больше не требуется постоянный контроль и подтяжка соединений.
1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей