←  Бережливое производство

Сообщество производственных менеджеров

»

Есть ли разница между системами кайдзен и...

фоторгафия Игорь Рыжкин 23 апр 2013

Я рационализатор со стажем (первая "рацуха" реализована в 1996 году). Был и упалнамоченным по рационализации, и лучшим рационализатором (более 100 "рацух"). Поэтому проблемы рационализаторов знаю не по наслышке. Для меня никакой разницы между кайдзен и "рацухой" нет. Процедура подачи, рассмотрения, внедрения и система мотивации должна быть едина и проста.
Ответить

фоторгафия Сергей Жишкевич 16 июл 2013

Специальный материал по этому вопросу в альманахе "Управление производством" - "Рационализаторство и Кайдзен: особенности терминологии и исторические корни" - http://www.up-pro.ru...skie-korni.html

Чтобы расставить все точки над «i», наши специалисты подготовили для Вас уникальный материал, который в краткой и доступной форме излагает основные различия между концепциями и терминами, связав их исторической линией развития с учетом особенностей разных стран мира (США, Германия, Япония, СССР).
Ответить

фоторгафия Сергей Жишкевич 29 авг 2013

Из письма, которое получил сегодня:

"У нас на предприятии два положения, по которым развивается система подачи рациональных идей - это 1. Положение о рационализаторской деятельности и 2. Положение о полезных предложениях (кайдзен-предложениях). Если первое предусматривает решение существенных изобретательских задач, то второе распространяется на малые улучшения без существенных вложений. Идеи по небольшим технически несложным приспособлениям для повышения производительности труда или выполнения специальных видов работ на рабочих местах нами были отнесены под юрисдикцию второго Положения (кайдзен-предложения), к ним же относятся организационные изменения и предложения по безопасности труда на рабочем месте, качеству продукции и др. Развитие этой области (области постоянных малых улучшений) и является нашей первостепенной задачей, здесь мы видим самый большой потенциал. Поэтому все рациональные идеи подаются рабочими как уже реализованные ими же прямо на рабочем месте.

Рационализаторская деятельность по первому Положению насыщена согласованиями, сложна в оформлении, отвлекает многих специалистов, основные принципы знакомы по советской системе подачи рацпредложений, она требует высокой материальной заинтересованности. Реализовать такие предложения можно скорее при участии высокого уровня руководителей, при условии, что они имеют свободное для этого время, волю и желание. За последние 1,5 года подобные рацпредложения на нашем предприятии не поступали."
Ответить

фоторгафия Сергей Жишкевич 08 июл 2016

Из опыта УАЗа: помимо использования кайдзен, сотрудники Ульяновского автозавода активно внедряют в производство рационализаторские предложения. Для начала разберемся в различиях между определениями кайдзен-предложений и рационализаторских предложений. О том, чем же они различаются, рассказывает ведущий специалист СПС Татьяна Трунова.

– На нашем предприятии внедрено два стандарта: «Планирование и внедрение мероприятий по снижению издержек» и «Порядок подачи, рассмотрения и внедрения кайдзен-предложений», которые и устраняют неразбериху в определении: что есть рационализаторские предложения, а что есть кайдзен-предложения.

Рационализаторским предложением признается техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия и предусматривающее изменение конструкции изделий, технологии производства и применяемой техники или изменение состава материала, то есть нужно, чтобы решение задачи носило технический характер. Кроме того, необходимым условием является наличие положительного экономического эффекта от внедрения мероприятий. По процедуре требуется сначала подача заявления, его рассмотрение и регистрация. Затем дается заключение, принимается решение о внедрении, и рацпредложение внедряется.

Что касается кайдзен-предложений, они представляют собой небольшие предложения по улучшению. Главной целью является реализация потенциала работников путем вовлечения в процесс непрерывного совершенствования. Поэтому главной движущей силой кайдзен-предложений являются именно рабочие. Никто не может знать процесс лучше самого рабочего. Если он каждый день испытывает какие-нибудь неудобства на работе, то эти мелкие неудобства выливаются в потери времени, накапливающуюся усталость.

В стандарте четко определяется, на что эти предложения должны быть направлены. Среди этого: организация рабочего места, организация производственного пространства, контроль качества и т. д. Еще одна особенность кайдзен-предложений заключается в том, что они должны быть незначительные и обязательно малозатратные. Хотя возможен вариант перехода кайдзен-предложений в категорию рационализаторских. И главное – кайдзен-предложение рассматривается только после его внедрения.

Как бы то ни было, все-таки важнее внедрение предложения, чем его классификация, а для реализации кайдзен-предложения требуется значительно меньше времени и бумажной волокиты.
Ответить

фоторгафия Ярмоленко Пётр 08 июл 2016

Однозначно есть. Кайдзен это не всплеск ума и таланта . Стандартная процедура.(Очень хочется в это верить) А вот рационализаторство ,имеет более ,что-ли,творческий подход. Не все на это способны.
С уважением
Ответить

фоторгафия Алексей Кузьмин 12 июл 2016

Добрый день. Наверное, на предприятиях "подать кайдзен" и "подать рацпредложение" означает одно и тоже. Для упрощения внедрения всякой "иностранщины". Но рацпредложение - разовое действие. Без непрерывности, открытого признания ошибок и пр. Конкретное изменение конкретного процесса. Результат более заметен, его легче "сосчитать". Кайдзен - непрерывное улучшение - философия. Для отчета руководителю подходит не очень хорошо: "Мы внедряем практику кайдзен" или "в этом месяце мы внедрили на 4 рацпредложения больше чем в прошлом". Так что мое мнение - понятия разные, в силу обстоятельств, или восприятия - объединяются.
Ответить

фоторгафия Шуклин Эльдар 20 авг 2021

Кайдзен и пр. никак юридически не определено, в отличии от понятий: «изобретение», «открытие», «рацпредложение» и как следствие «как договоряться», а не общепринятая (юридическая) практика.

В общем одна из сторон «улучшения» никак (юридически) не защищена.
В этом и выгода (юридическая безграмотность одних, и возможность «обмана на доверии» для других).

Ответить